ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Перезагрузка» моногородов

«Перезагрузка» моногородов 29 -30 января в Московской школе управления Сколково по инициативе Министерства экономического развития Российской Федерации, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Фонда развития моногородов и банка развития ВЭБ - состоялась конференция по вопросам поддержки и развития моногородов. Всего в Российской Федерации насчитывается 319 таких населённых пунктов, где настоящее и будущее местного сообщества напрямую зависит от градообразующих предприятий. Из 295 глав администраций и мэров моногородов Российской Федерации от Ленинградской области в конференции приняли участие главы администраций 3-х городов: Сланцы, Пикалево, Сясьстрой. По завершению конференции мы обратились к главе администрации г. Сясьстроя Александру Белицкому.
- Почему Правительство Российской Федерации оказывает такое внимание именно моногородам?
- Хороший вопрос. Дело в том, что исторически многие монопоселения, в том числе и Сясьстрой, были образованы как селитьба при градообразующих предприятиях в 1917 -1929 г.г. И если предприятия закроются, то не трудно предположить, что будет происходить в этих населённых пунктах, где зачастую более половины его жителей трудятся на данном предприятии. Жители нашего города хорошо помнят период 1995 - 1998 г.г., когда Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат простаивал, и была введена процедура внешнего управления - его судьба буквально висела на волоске. В этом случае для властей всех уровней (зависит от количества занятых на предприятии людей) встают вопросы создания новых рабочих мест, переобучения людей, их социальная поддержка, а, возможно, и переселения. Кроме того, у местного сообщества возникают большие сложности в сохранении достигнутого уровня качества жизни в населённом пункте, так как катастрофически снижается налогооблагаемая база. Безусловно, менее болезненно это происходит, если это небольшое монопоселение, к примеру, численностью 3 тыс. человек (представители таких поселений также были на конференции), а если это, г. Пикалёво или «полумилионник», как Набережные Челны? Поэтому важно понять, что, если проблемные активы в виде основных средств ликвидируются, то остаётся наиболее нужный и интересный государству ресурс - люди. И, Правительство Российской Федерации, предвосхищая возможные социально-экономические последствия по ликвидации градообразующих предприятий, предлагает финансовые и нефинансовые меры поддержки, направленные на развитие моногородов. Своевременная диверсификация экономики, реализуемая городскими управленческими командами по заранее разработанным проектам, снижает, либо вовсе исключает риски возникновения трагичного сценария развития событий при ликвидации или значительном сокращении производственного персонала на фоне существенного снижения объёмов производства градообразующего предприятия.
- Александр Мефодьевич, расскажите, какие цели и задачи ставили перед собой и главами администраций и мэрами моногородов устроители конференции?
- Основная цель, кроме сформулированного мною выше, «перезагрузка» программы модернизации моногородов, а вот задач устроители конференции решали сразу несколько. Первое - выстраивание прямого диалога федеральной власти и экспертного сообщества с мэрами моногородов по ключевым направлениям.
Второе - налаживание неформальных горизонтальных связей между мэрами моногородов.
Третье - обсуждение ключевых целей проекта «перезагрузки» моногородов совместно с мэрами.
Четвертое - обсуждение существующих и новых механизмов развития моногородов.
Пятое - вовлечение мэров городов и глав администраций в реализацию новых задач развития.
Главам администраций для начала продемонстрировали, какими способами и методами это достигается на примере целого ряда разнокалиберных моногородов. Дело в том, что 1,5 года назад, на базе Московской школы управления Сколково, были сформированы команды 1-ой группы моногородов, в которую вошли Набережные Челны, Краснотурьинск, Луза, Каспийск, Надвоицы (наши соседи из Карелии), Юрга и Анжеро - Судженск. Команды этих городов, разработали в период обучения свои проекты развития и которым в последующий период времени (до 10 лет) предстоит их реализовывать. Скажу откровенно, что презентация проектов развития командами этих городов впечатлила. Все присутствующие главы администраций ознакомились с продуктами труда своих коллег и были сориентированы - как это делается и какие идеи при этом реализуются. Презентация проектов проходила весьма динамично, руководил ею в качестве модератора ректор Московской школы управления Андрей Владимирович Шаронов.
Также участникам конференции была представлена возможность услышать от высших представителей федеральных органов исполнительной власти, организаций и ведомств, банков с государственным участием, российских и зарубежных экспертов интереснейшую информацию о финансовых и нефинансовых мерах поддержки моногородов, стратегии роста, компетенции, конкурентоспособности регионов и муниципалитетов, об истории возникновения моногородов, принципах проектирования и расселения, градостроительной и жилищной политике, социально-экономической ситуации, тенденциях, рисках и перспективах развития.
Известно, что Постановлением Правительства РФ от29 июля 2014 года № 709 определяются категории монопрофильных муниципальных образований в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации, определяемой, исходя из значений показателей, характеризующих деятельность градообразующей организации, ситуацию на рынке труда в моногороде и оценку населением положения в моногороде.
Сформированы три категории моногородов:
- категория 1 - моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением;
- категория 2 - моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения;
- категория 3 - моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.
Поэтому, всех глав администраций разбили на 6 групп и очень много времени посвятили именно групповой работе.
- Какие цели преследовала групповая работа глав администраций?
- Попытаться в сжатые сроки, в зависимости от категории моногородов, определить и сформулировать наиболее эффективные меры поддержки и совершенствования моногорода, на основе рейтинга известных мер, учитывая оценку ситуации в городе, существующие проблемы и ограничения.
- К какой категории относится Сясьстрой и применительно к какой категории моногородов Ваша рабочая группа рассматривала меры поддержки в кризисной ситуации?
- Сясьстрой относится к 3-й категории моногородов, и наша группа рассматривала меры поддержки и совершенствования моногородов как раз применительно к этой категории. Что лично явилось для меня удивительным: из всевозможных мер поддержки моногородов, а это - привлечение инвесторов, участие в программах поддержки малого и среднего бизнеса, создание индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, создания ТОР (территории опережающего развития), участия в федеральных целевых программах (ФЦП), переобучение кадров, работавших на градообразующем предприятии, - то, что в сухом остатке группа вывела следующее:
- формирование активной команды из жителей города (таких не менее 1 %);
- создание базы лучших практик (on-line кейсы, семинары, практикумы) на базе продвинутых моногородов;
- организация экспертного сопровождения со стороны правительственных структур и Фонда развития моногородов. Организаторы конференции по сути, в сжатые сроки, добились того, что главы администраций моногородов коллективно помогли сами себе - разработали дорожные карты для последующих мер, связанных с разработкой проектов развития возглавляемых ими моногородов. Насыщенная двухдневная работа конференции (ежедневно по 10 часов) завершилась презентацией подготовленных докладов по анализу эффективности существующих мер поддержки и поиску новых механизмов развития моногородов комиссии под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Игоря Ивановича Шувалова, который на протяжении всей конференции активно работал, комментируя представленные проекты, давая собственные оценки происходящему, тем самым стимулируя творческий процесс участников конференции.
- Александр Мефодьевич, а кто ещё из руководителей Правительства РФ, представителей науки и высшей школы, заинтересованной банковской сферы принимали участие в конференции?
- Список на самом деле очень большой, но хотелось бы выделить Максима Анатольевича Топилина, министра труда Российской Федерации, Ирину Владимировну Макиеву, руководителя рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заместителя председателя Внешэконом банка, Дмитрия Владимировича Овсянникова, заместителя Министра промышленности РФ, Олега Владиславовича Фомичева статс-секретаря, заместителя Министра экономического развития, Максима Алексеевича Акимова, первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, председателя Наблюдательного совета Фонда развития моногородов, Илью Викторовича Кривогова, генерального директора Фонда развития моногородов, Мориса Саяса, профессора по стратегии (Франция), Марка Григорьевича Мееровича, члена - корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, профессора, доктора исторических наук, Стивена Карвера, профессора по проектному управлению (Англия), Владимира Александровича Мау - ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы и многих других руководителей и ученых высочайшего уровня принявших участие в работе конференции по вопросам поддержки и развития моногородов.
- А что наиболее важное и новое для Вас прозвучало на конференции?
- Думаю, что в какой-то мере удалось посмотреть на проблематику существующего управления городом как бы со стороны и глазами представителей федеральных органов исполнительной власти, российских и зарубежных экспертов. Был сделан весьма значительный акцент на повышение качества городской среды и роль консолидации всех стейкхолдеров (заинтересованных лиц и сторон), и, в особенности, городских активистов для того, чтобы выводить их на диалог с целью выявления слабых мест и нерешённых вопросов в монопоселениях и принятия в последующем верных управленческих решений. При этом, к обсуждению проблемных вопросов нужно привлекать и молодых горожан, начиная с 10-летнего возраста - отмечалось, что эта группа горожан и старше имеет колоссальный творческий потенциал. Для себя я сделал вывод, что в будущем проекты развития моногородов в привязке к 3¬й категории, вполне можно привязывать, в рамках региональной политики, ко всем центральным усадьбам сельскохозяйственных предприятий, допустим, и Волховского муниципального района. Кроме, того, удалось полезно пообщаться с коллегами из других моногородов России, что-то перенять из их опыта, а в чём-то поделиться своим. Ну, а самое главное, на мой взгляд, прозвучало из уст Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Игоря Ивановича Шувалова который отметил, что пока с моногородами работа федерального центра строилась по старинке, с применением известных способов и методов влияния на экономическую ситуацию. Теперь появилась идея попробовать применить апробированный сегодня 6-ю городами проектный метод, и Правительство Российской Федерации планирует заниматься всеми без исключения моногородами. Для этого будут сформированы команды для разработки и управления проектами развития моногородов, которые в течение 2016 г. должны обучиться в Московской школе управления Сколково.
Определённо, не хочется быть командой из прошлого.
- Спасибо за интересное интервью, искренне желаю Вам успехов в реализации всех задач, стоящих перед городом на пути его дальнейшего развития.


Александр СМИРНОВ