Разместить рекламу на сайте SyasNews со скидкой!

�� � ���. �����:
    vkokfbtwgplustelytrss

Сясьстрой и Дорога жизни

Сясьстрой и Дорога жизниВ летопись Великой Отечественной войны красной нитью вошли ледовая и водная трассы Ладоги - Дорога жизни, огромную роль в истории которой играла Сясьская судоверфь.


К великому сожалению, некоторые современные авторы создаваемых фильмов о Дороге жизни даже не вспоминают об этой судоверфи, почему? Видимо, авторы просто не знают, что был в то время посёлок Сясьстрой, где работал первенец целлюлозно-бумажной промышленности России - Сясьский ЦБК (ныне г. Сясьстрой), и где во время войны была построена Сясьская судоверфь, на которой стоились деревянные баржи, доки и домики для дороги жизни.
В своей книге "Для тебя, Ленинград" (Москва; издательство Министерства обороны; 1978г.) командующий Ладожской флотилией, вице-адмирал В.С. Чероков вспоминает, что по распоряжению Государственного Комитета Обороны на базе эвакуированного Сясьского ЦБК воздвигли верфь. В Постановлении ГКО №1423 от 11 марта 1942 года "О подготовке к завозу грузов в г. Ленинград через Ладожское озеро в навигацию 1942 года" написано:
1.Обязать Наркомречфлот (тов. Шашков)
а) построить для Ладожского озера на территории Сясьского ЦБК 30 деревянных озерных барж упрощенной конструкции, общей грузоподъемностью 10 тысяч тонн со сдачей в эксплуатацию 10 барж к 15 мая, 10 барж - к 1 июля, 10 - к 15 августа 1942 года; б) организовать на территории СЦБК Наркомбумпрома временную судостроительную верфь, произвести первую закладку судов не позднее 15 марта 1942 года.
3.Обязать Наркомлес в марте 1942 года заготовить и вывезти к линии по Северной железной дороге 5500 кубометров судостроительного леса по спецификации Наркомречфлота, а Главлессбыту отгрузить 2500 кубометров из числа заготовленного трестом Ленлес до 5 марта на станцию Сясьстрой и 5500 кубометров - в марте и апреле, возложить персональную ответственность за своевременную отгрузку по Наркомлесу на тов. Салтыкова и по Главлессбыту - на тов. Лопухова.
8.Обязать Наркомторг СССР организовать питание 4500 человек рабочих и ИТР, занятых на строительстве барж на Сясьском комбинате, по норме: хлеба 600гр., мяса 100 гр., жиров 50 гр., сухих овощей 30 гр., крупы 200 гр., сахара 30 гр., кофе 25 гр. с получением продовольствия на ст. Волхов из подходящих грузов, адресованных Ленинграду.
Организовывал строительство верфи заместитель народного комиссара А.А. Лукьянов. Сюда были приглашены из разных мест сто мастеров деревянного судостроения и две тысячи рабочих. Так же работали на верфи и жители Сясьстроя - женщины, старики, дети, которые по различным причинам не эвакуировались. Директором верфи назначили С.И. Шилейкиса, главным инженером - Н.А. Кузнецова, главным конструктором был Б.И. Еропкин, который до войны работал в ленинградском Речсудопроекте по проектированию речных судов и вспомогательных кораблей боевого флота, а затем в конструкторском бюро Северо-Западного речного пароходства по проектированию барж. На судоверфи в эти годы работала врачом его престарелая мать, Зинаида Дмитриевна Завалишина - дочь известного декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина, члена Северного тайного общества и председателя тайного общества "Орден восстановления", "объявленного в умышлении на цареубийство и истребление царской фамилии", приговорённого к каторге. В 1839 году он был переведён на поселение в Читу. Стал автором известных "Записок декабриста". Женился в Сибири, имел шестерых детей. Его дочь Зинаида Дмитриевна и внук Борис Иванович в Великую Отечественную войну спасли тысячи человеческих жизней. После войны Б.И. Еропкин был секретарём организации ветеранов Дороги жизни - речников. Борис Иванович часто бывал в Сясьстрое, в музее истории и развития комбината. Он неоднократно выступал с воспоминаниями о Сясьской судоверфи.
В январе 1942 года в Ленинград прибыл заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и уполномоченный Государственного Комитета Обороны А.Н. Косыгин. Под его руководством был разработан план эвакуации населения из Ленинграда, а также вывоза уникальных ценностей и промышленного оборудования. Алексей Николаевич неоднократно бывал на Сясьской судоверфи, интересовался ходом работ, условиями быта рабочих, много беседовал с людьми, оказывал практическую помощь в обеспечении строительства судов необходимыми материалами и оборудованием.
"Деревянные баржи были заложены 15 апреля, и во второй половине мая первые три баржи были спущены на воду", - так вспоминает в своей книге В.С. Чероков. До этого на Сясьской судоверфи были построены все строительные объекты (судосборочный цех, кузнечный цех, лесозавод). 20 мая 1942 года сясьстройцы рапортовали о завершении строительства первой 380-тонной по грузоподъёмности баржи. Всего в навигацию 1942 года было построено 30 плановых и одна сверхплановая баржа общей грузоподъёмностью 11600 тонн. А за годы существования верфи было изготовлено 99 судов. Кроме этого на Сясьской судоверфи строились доки и деревянные домики для дороги жизни. Верфь действовала с марта 1942 по май 1945 года, затем она перебазировалась на р. Свирь в посёлок Никольское Подпорожского района.
Надо отметить, что в первые ноябрьские-декабрьские дни 1941 года Дорога жизни проходила через Сясьстрой. Хлеб прибывал по железной дороге в район Тихвина, а оттуда машинами отгружался по дальнему маршруту: Костьково - Колчаново - Сясьстрой - Новая Ладога - Кобона - Ледовая трасса - Осиновец.
На ледовой трассе Дороги жизни водили машины и сясьстройцы Я.Г. Алексахин, А.Д. Тимофеев, И.П. Зарубин и другие. Сопровождал санитарные машины с ранеными Г.З. Бердиченко. Охраняли небо Приладожья радист П.Т. Петров, механик авиачасти Н.П. Зоц. Наши земляки проявляли примеры героизма и самоотверженности, звание Героя Советского Союза получил лётчик В.Ф. Голубев. С декабря 1941 по август 1943 года он защищал балтийское небо и Дорогу жизни, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Жители Волховского района собрали деньги для покупки ему личного боевого самолёта. Он совершил 589 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боёв, сбил 39 самолётов противника. За боевые действия Василий Фёдорович награждён семью орденами Боевого Красного Знамени, ему присвоено звание Героя Советского Союза. Он является Почётным гражданином г. Сясьстрой.
Сясьстрой во все время блокады был одной из баз материального и продовольственного снабжения Ленинграда, сюда прибывали эвакуированные ленинградцы, они получали необходимую медицинскую помощь, продовольствие и переправлялись в глубокий тыл. Были и такие, которые оставались жить у сясьстройцев на квартирах, душой переживая за блокированный Ленинград.
139 сясьстройцев были удостоены знака "Участник Дороги жизни". Им и их потомкам этот знак напоминает о причастности каждого из них к Дороге жизни. Поэтому очень жаль, что в документальном фильме "Ладога", показанном недавно по местному каналу "Сясь-ТВ", не был назван Сясьстрой как город, причастный к великому подвигу, который совершался на Ладоге - Дороге жизни. Я обращаюсь к автору фильма Н.П. Прохарж, работающей в г.Санкт-Петербурге: уважаемая Нина Павловна, точку ставить рано, фильм должен иметь продолжение! Мы приглашаем Вас в Сясьстрой, давайте организуем встречу с ветеранами - участниками тех событий. Сясьстрой и сясьстройцы достойны отдельного рассказа о том, как спасали Ленинград.


Автор: Г.Рябцева