Недетские детские проблемы семьи из Сланцев
Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов встретился в Сланцах с семьёй, нуждающейся в поддержке и помощи.
К нам обратилась Зоя И. (данные изменены) – опекун двух подростков. Ей уже за 70, пенсионер, доходы у неё очень скудные, с трудом хватает на еду. При этом биологические родители детей проживают неподалеку, но никогда и никак в их жизни не участвовали и не поддерживали. У обоих большие долги по алиментам (сумма стремится к миллиону рублей). Отец работает рубщиком мяса, но ни разу не принес родным детям ни кусочка.
В конце прошлого года Зоя узнала о том, что суд уменьшил размер алиментов, которые её подопечным должна выплатить их мать. Забегая вперёд, отметим, что данное решение было правомерным, и позже расскажем, почему. Однако ни сотрудники органа опеки и попечительства Сланцевского района, ни судебные приставы, куда первым делом побежала заявитель, не смогли (или не захотели?) разъяснить ей, что нет повода для тревоги.
Возмутительным в этой ситуации было то, что государственная система в лице этих органов не сработала на защиту социально уязвимого гражданина, а напротив, допустила, что опекун влезла в непомерные траты на оплату услуг адвокатов. А адвокатская деятельность – это деятельность коммерческая, направленная прежде всего на получение денежных средств от клиентов. Потому адвокаты, не моргнув глазом, взяли у Зои деньги за услуги, которые могли и не оказывать, ведь достаточно было просто объяснить женщине то, что она не понимала.
Но и они не помогли, поэтому Зоя обратилась к Уполномоченному.
Изучив обстоятельства дела, Сергей Шабанов принял решение ехать в Сланцы, чтобы на месте погрузиться в него и понудить «виновных» к конкретным действиям по улучшению положения семьи заявителя.
…Итак, полтора десятка лет назад мать четверых детей была лишена родительских прав (а мать ли это?). Двоих, еще младенцев, определили в детский дом, а над их братом и сестрой (2 и 3 года) оформила опеку простая добрая женщина по имени Зоя.
Конечно, взять оставшихся без матери малышей вначале было предложено их близким по крови родным, но те отказались. И только Зоя, которая приходится детям очень дальней родственницей, практически чужим человеком, изъявила желание их опекать. У неё было немного, но и немало: почти шесть десятков прожитых лет, своё благоустроенное жилье в одной из деревень Сланцевского района, чуткое сердце и желание помочь «бедным деткам» вырасти хорошими людьми.
Все эти годы Зоя кормила, одевала, заботилась о своих подопечных. Вскоре у старшего, Сашеньки, проявились музыкальные способности, а его сестра Надюша, оказалось, очень хорошо рисует. Но на зоиной малой родине не было ни музыкальной, ни художественной школы. А потому женщина приняла решение переехать в райцентр. И пусть за аренду съемной «двушки» приходится отдавать львиную долю и без того крайне скудных доходов, зато дети наконец-то обрели возможность заниматься тем, что им по душе.
Сейчас Надя учится в 10 классе, в прошлом году окончила художественную школу и мечтает о худучилище в Петербурге. Её брат Саша одиннадцатиклассник, после выпуска планирует поступать в «школу милиции». Оба ребёнка тихие, спокойные и воспитанные. Худенькие, одетые очень просто и скромно, они явно ничем не избалованы. С радостью и благодарностью они приняли большой благотворительный набор канцелярских принадлежностей, переданный Ленинградским областным отделением Российского Детского Фонда, и сладости к чаю от Уполномоченного и сотрудников аппарата.
Вот в какой обстановке живёт Зоя с детьми: во всех помещениях двухкомнатной квартиры очень чисто, аккуратно и … аскетично. Такой вынужденный образцовый порядок говорит о том, что семья в буквальном смысле не позволяет себе лишнего. Недавно на кухне перегорела лампочка – и чтобы не готовить в темноте, выворачивали «сорокаваттку» из ванной комнаты. Потом наоборот…
Про отца Нади и Саши – рубщика мяса мы уже упомянули, а их мать… Мать недавно снова родила.
В конце 2023 года по её иску к Зое состоялся суд, решением которого была уменьшена сумма долга по алиментным обязательствам на Надю и Сашу, а также их размер – с 1/2 до 1/3. Оказалось, что в своё время при назначении алиментов была допущена ошибка, и их размер был рассчитан на четверых детей (а надо было на двоих). Именно поэтому суд не мог вынести иного решения.
Обнаружив, что сумма задолженности снизилась, Зоя решила: права детей ущемляются. В поисках защиты пошла обивать пороги учреждений, где, по её мнению, могли помочь. Органы опеки, соцзащита, служба судебных приставов – везде она задавала один вопрос: почему вдруг горе-мать оказалась должна своим брошенным детям почти вдвое меньше?! Ей, конечно, что-то отвечали, но, вероятно, этих слов было недостаточно для понимания. И Зоя наняла адвоката, а затем и другого, чтобы обжаловать неправомерное, по её мнению, судебное решение. Услуги юристов (которые могли бы, но не стали подробно разъяснять опекуну, почему суд прав), обошлись в немалую сумму, а для бюджета её семьи и вовсе огромную. «Получается, я зря потратила деньги…», – растерянно произнесла женщина после долгого и доверительного разговора с Уполномоченным.
После поездки в Сланцы по поручению Сергея Шабанова сотрудник аппарата Екатерина Черемшанова связалась с директором районного филиала Центра социальной защиты населения Натальей Сидоровой. Наша просьба была простой – оказать семье любую возможную помощь. Приятно удивила скорость, с которой отреагировала Наталья Владиславна, и за этой ей огромное спасибо – уже через полчаса после разговора Зоя и её подопечные в сопровождении сотрудника филиала отправились в магазин, где детям была приобретена одежда. Также в качестве социальной помощи семья получила продуктовый набор. Хотя это и небольшое, но всё-таки подспорье для них.
А Уполномоченный намерен лично помогать Наде с поступлением в училище. Нет, не со сдачей экзаменов, конечно. Дело в том, что во время беседы девочка не смогла ответить на вопрос, в какое именно училище она хочет поступить, на какое направление, специальность… Выросшая без мамы и папы и за всю свою жизнь нечасто бывавшая за пределами Сланцев, она дезориентирована относительно своего будущего. А ведь прежде чем подать документы в приемную комиссию, нужно собрать информацию о том, какие есть учебные заведения и чему именно там учат, что за условия поступления на бюджет, предоставляется ли жилье иногородним студентам, и многое иное. Затем лично обойти и объехать выбранные учреждения, поговорить там с сотрудниками и студентами… Справиться с этим одной девочке не под силу. Именно на данном этапе Уполномоченный окажет ей необходимую помощь и сопровождение.
- Источник материала: https://www.ombudsman47.ru
- Источник картинки: из источника