ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Легендарный паровоз

07.05.2017 | 10:28

Слава к этому паровозу пришла после знаменитого рейса в 1943-м году, когда "дорогой победы" по "коридору смерти" паровозная бригада под управлением машиниста И.П. Пироженко, помощника машиниста В.С. Дятлева, кочегара И.С. Антонова доставила первый после прорыва блокады поезд в осажденный Ленинград.

До знаменитого рейса это был обычный труженик стальных магистралей, построенный в 1931 году. После постройки локомотив был приписан к паровозному депо Волховстрой. К этому времени депо получило новые цеха, введенные в эксплуатацию в 1929-1930 годах. Эксплуатация этой серии паровозов в депо продолжалась до начала 50-х годов, чуть более двадцати лет, пока на смену не пришли более мощные СО, и наш труженик был отправлен в Воронеж на капитальный ремонт.

После ремонта паровоз ЭУ-708-64 в депо не вернулся, он был приписан к Южной дороге, депо Белгород. Долгое время трудился на станции Белгород на маневровой работе, затем его передали в Белгородское "Карьероуправление". Паровоз еще долго работал на подъездных путях, пока не ликвидировали организацию. Карьер закрыли, паровоз бросили, и стал он ничейным. Так и был бы, наверное, тихо разрезан на металлолом, если бы о нем не вспомнили ветераны Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги.

Давайте и мы вспомним знаменитый рейс наших земляков по рассказам его участников. В январе 1943 года, после ожесточенных боев, войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. Сообщение об этой победе советских войск, переданное по радио в ночь на 19 января, было воспринято работниками депо с величайшим восторгом. В день прорыва блокады ГКО принял решение на отвоеванной земле построить железную дорогу. Военные железнодорожники в труднейших фронтовых условиях, под обстрелами и бомбежками врага в короткий срок - пятнадцать дней - построили железнодорожную ветку Поляны - Шлиссельбург протяженностью 33 километра, соединившую Ленинград через Волховстрой со всей страной. Через Неву у Шлиссельбурга были построены временные мосты. Как только военные железнодорожники приступили к строительству новой фронтовой магистрали, среди паровозников депо развернулось соревнование за право вести первый поезд с Большой земли в Ленинград. В сложных фронтовых условиях лучших результатов достигла бригада машиниста И.П. Пироженко. После прорыва блокады Ленинграда волховстроевские железнодорожники ходили на работу в приподнятом настроении. Бомбежки, артобстрелы, к которым все давно привыкли, не отвлекали от главной мысли, которая волновала всех: кто поведет первый поезд после прорыва блокады в Ленинград?

Пожалуй, все сходились на том, что самые достойные трудятся в передовой паровозной бригаде Ивана Пироженко, который возглавлял комсомольско-молодежную колонну паровозов имени Государственного Комитета Обороны СССР. Ему откровенно завидовали, хотя все прекрасно понимали, что поезд придется вести под обстрелом врага практически по линии фронта. Но это обстоятельство мало пугало: был порыв, стремление облегчить участь ленинградцев, которые пережили тяжелое время блокады, выстояли в смертельной схватке с врагом.

Прибытие первого поезда из Волховстроя в Ленинград для жителей блокадного города стало вторым выдающимся событием начала 1943 года после прорыва блокады. По вновь построенной железнодорожной ветке Поляны - Шлиссельбург, тайком, перед самым носом врага буквально прополз первый пробный поезд. Кто из волховстроевских железнодорожников в этом рейсе стоял у реверса паровоза, так и осталось тайной. Скорее всего, участниками секретной операции были машинисты, которым предстояло осваивать маршрут из Волховстроя в Ленинград и обратно.

Г.САМСОНЕНКО

Желтые страницы Волховского района
Уголок архивариуса

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt