ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Дело всей жизни

Дело всей жизниДостойные представители железной дороги - семья Бубновых. 
В разное время на разных участках трудились члены этой рабочей династии. 
Начало ХХ века - время для Волховского края историческое. 

В 1904 году появилась маленькая железнодорожная станция Званка, а через год рядом с нею поднялось здание паровозного депо. Они и стали началом развития железнодорожного транспорта на берегах Волхова и временем зарождения трудовых династий железнодорожников. Позднее открылось железнодорожное училище, готовившее кадры для отрасли. И без преувеличения, добрая половина волховских семей с гордостью считает: "Судьба моя - железная дорога".
Достойные представители этой отрасли - семья Бубновых. В разное время на разных участках трудились члены этой работящей семьи. Среди них - машинисты, слесари, есть котельщик, токарь, дежурный по станции, кассир, бухгалтер. Если сложить годы их работы на железной дороге, получится внушительная цифра.


Основатель династии
20-е годы прошлого века для Волховстроя - время бурного строительства. Сюда на работу ехали люди из разных мест. 19-летним пареньком прикатил из Питера и Александр Бубнов - глава будущего большого семейства и основатель волховстроевской династии железнодорожников. Родом он из многодетной крестьянской семьи, проживавшей в Ярославской области. Незаурядные способности его и сильный характер проявился уже в детском возрасте. В семье сохранился уникальный документ - "Похвальный лист", выданный Бубнову Александру Георгиевичу - ученику Климовской церковно-приходской школы 2 мая 1912 года Мышкинским уездным отделением Ярославского епархиального училища за отличные успехи в науках и благонравие.
Трудовая биография Александра Бубнова в Званковском паровозном депо началась 25 мая 1920 года. В депо тогда было всего несколько паровозов, и его приняли сначала кочегаром. Затем освоил работу помощника машиниста, машиниста, водил пассажирские поезда. Машинисты тогда стремились повысить классность и перейти на пассажирское обслуживание - это было очень почетно и очень престижно. Таковы ступени освоения профессии Бубновым.
Удачно складывалась и семейная жизнь: появились заботливая жена Александра Федоровна и пятеро детишек. Работать бы да детей растить. Но война разрушила все планы.
В один из тех страшных дней Александр Георгиевич повел поезд на Ленинград, но доехать смогли только до Мги: ее уже немцы захватили. Бубнов вынужден был остаться работать в Ленинграде. Из блокадного города смог выехать только в марте 1942 года. А жена и дети уехали в Ярославскую область, в деревню к его отцу. Александре Федоровне приходилось очень много работать, а здоровье было слабенькое, питание скудное, последним куском делилась с детьми. Не выдержал организм большой нагрузки, и она умерла, оставив мужу пятерых детей.
Ну что было делать Бубнову одному с такой малолетней оравой? Троих он пристроил в интернат, который был в деревне Яхново; старшую дочку взяли на работу в столовую, ей уже исполнилось 15 лет; а сына Евгения определил в школу деревни Пороги.
В локомотивном депо Александр Георгиевич работал до 1957 года. Итог его рабочего пути нагляден: орден Ленина - высшая орденская награда, медали "За победу над Германией", "За оборону Ленинграда", "За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны". В трудовой книжке множество поощрений. В его характеристике есть такие слова: "Технически грамотный, прикрепленный паровоз содержит в хорошем состоянии, дисциплинированный, трудолюбивый и исполнительный, опыт передает прикрепленным бригадам". За каждым словом - годы учебы и труда...


По родительским стопам
Жизнь отца стала примером для сына. Еще во время войны Евгений и несколько его товарищей: Кувырков, Клыков, Храпенков, Хрусталев - утром с пригородным поездом доезжали до станции Пороги, а дальше шли в школу через поле; обратно в Волхов возвращались пешком. В школе выдавали по кусочку чем-то намазанного хлеба, но и это была поддержка для организма. В одном помещении занимались ученики с 1 по 4 классы. В 1944 году в Волхове открылась школа №2, в пятый класс пошли учиться уже туда. В 1946 году открыли школу №38 и всех детей железнодорожников перевели учиться в эту школу, так как школа считалась железнодорожной. В войну здесь находился госпиталь, и ребята после войны приводили здание в порядок: госпиталь был разбомблен, поэтому чего только здесь не находили... Окончив 7 классов, Евгений продолжил учебу в железнодорожном училище - одном из старейших учебных заведений города, которое и до сих пор, несмотря на изменение статуса, готовит специалистов для железнодорожной отрасли. В то время училище находилось на улице Мурманской, сейчас это улица Гагарина. Бубнов здесь учился с 1948 по 1950 годы. После окончания училища был мобилизован в город Таллин на завод "Дизель" - старейшее предприятие, которое создавалось в конце XIX века как вагоностроительный завод; после войны предприятие вошло в систему военно-промышленного комплекса, а точнее, было причислено к атомной промышленности и находилось под контролем Л.П. Берия.
Евгений Александрович рассказывает: "Мне тогда еще и 18 лет не было. Завод был сложный, особо охраняемый. На митинге, который состоялся уже после расстрела Берии, директор завода сказал: "Видите, какой я седой. Я все время ходил под расстрелом за невыполнение плана". А я на этом заводе заслужил первую благодарность. Я до сих пор хорошо все помню", - вспоминает ветеран Бубнов.
В Таллине он играл в футбольной сборной завода. Однажды команда предприятия стала победительницей первенства Эстонии и в награду получила отдых на Черном море. Бубнову в это время нужно было сдавать экзамены в вечерней школе, а на море очень хотелось. Махнул рукой - потом сдам, и, конечно, сдал.
Работники завода находились на брони, в армию их не призывали. Но в 1954 году призывников не хватало, и был объявлен добровольный призыв. Евгений был комсомольцем и, естественно, в стороне не остался. Служба в танковых войсках в Монголии и на Сахалине запомнилась на всю жизнь, год за полтора не зря засчитывался. После армии вернулся на свой завод. К этому времени положенный срок уже был отработан, и Евгений получил возможность уехать в родной Волхов.
"Начальником депо тогда был Кузьмич, он взял меня в депо, для начала кочегаром на паровозе, так как другой работы пока не было. Чтобы время не терять, окончил школу". С молодых лет во всех его поступках чувствовался твердый характер, который достался от отца. "Через три года я уже работал машинистом паровоза. К тому времени окончил техникум и сам выучился на машиниста тепловоза, стал работать на тепловозе, классность получил, повышал свое профессиональное образование", - рассказывает Евгений Александрович. Жена Роза Дмитриевна, тоже выпускница железнодорожного училища, работала в депо токарем. В семье подрастали сын и дочь.
"Нас, Бубновых, много, - улыбается ветеран. - Отец после смерти нашей мамы женился во второй раз на знакомой женщине. Одному-то тяжело было поднимать нас. А у нее своих детей было трое, да еще и общие народились. В общем, целая команда". Перечисляя свою большую родню, он и сам диву дается, что в большинстве своем дети нашли свое место на различных участках железнодорожного транспорта.
Сестра старшая работала дежурным по станции в городе Сортавала - она и сейчас там живет. Ее муж и дети тоже трудились на железной дороге. Брат Сергей окончил железнодорожное училище, работал в депо фрезеровщиком, затем отучился в техникуме и стал мастером на профилактике, машинистом, дежурным по депо. Еще один брат до армии тоже работал в депо, а после службы в армии окончил институт и стал начальником бронетанкового цеха на Кировском заводе в Ленинграде. Еще одна сестра была поездным кассиром, другая бухгалтером - тоже на железной дороге. А брат отца, Павел, работал котельщиком.
Вот такая богатая родословная одной семьи. А начало пошло от отца, который частенько повторял: "Бубнов был всегда в авторитете". Это такой своеобразный отцовский наказ, который не позволяет поступать по-другому. И Евгений Александрович с честью его выполнил. Стаж его работы на железнодорожном транспорте - 50 лет! Трудовой книжке место в музее трудовой славы - благодарностей не счесть. Фотография Е.А. Бубнова, как высокопрофессионального специалиста, часто находилась на Доске почета предприятия и на городской. Есть у него среди прочих одна, особо почитаемая, "Почетная ленинская грамота" - за самоотверженный труд и выполнение пятилетнего задания, подписанная секретарем городского комитета партии Серовым. "Останется детям как память о моей работе", - говорит Евгений Александрович.
Товарищи называли его беспартийным коммунистом. В компартию он вступил уже в зрелом возрасте, когда добился уважения и успехов в работе. И это убеждение: доказать всем, а прежде всего себе, что ты чего-то стоишь, - тоже от отца. Евгений Александрович освоил паровоз, тепловоз, электровоз, работал машинистом-инструктором пассажирской колонны. В его трудовой копилке много рационализаторских предложений, за что неоднократно поощрялся руководством депо. В трудовой книжке тесно от благодарностей. Бубнов гордится званием "Почетный железнодорожник".
39 лет жизни отдано непосредственно железной дороге, еще 11 он преподавал в училище и работал мастером производственного обучения, щедро делился знаниями и богатым профессиональным опытом с молодежью. "Для меня железная дорога - это все!" - говорит Александр Евгеньевич. Коллеги и товарищи подтверждают: "Он к работе относился с уважением. В поездку шел как на праздник".
Сейчас Евгений Александрович на заслуженном отдыхе. С женой прожили в согласии и понимании 54 года. Радуют ветерана успехи детей и внуков, греет душу маленькая правнучка. Любит он поработать на даче и пообщаться с ветеранами предприятия. Кстати, в музее локомотивного депо "Волховстрой" есть страничка, рассказывающая о вкладе династии Бубновых в работу предприятия, а значит, и отрасли в целом.


Вместо послесловия
Люди старшего поколения помнят советские времена, когда престиж рабочей профессии был настолько высок, что опытный токарь, фрезеровщик или тракторист ценился не меньше инженера, да и получал соответственно. К материальным благам добавлялось так называемое моральное стимулирование: ордена и медали, грамоты и премии, портрет на Доске почета и очерк в газете, красный вымпел и благодарственный адрес. Сегодня мы с горечью признаем: очень многое в этой четко отлаженной системе утеряно, престиж рабочей профессии упал, профтехучилища закрыты. Между тем спрос на рабочие профессии на рынке труда очень высок. Правительство Ленинградской области уделяет данной проблеме серьезное внимание, и сейчас в регионе действуют целевые программы и учебные центры, позволяющие получить надежную и востребованную специальность, способную не только накормить, но и получить моральное удовлетворение от своей работы, стать рабочей элитой. Охотно свою квалифицированную помощь предлагают службы занятости, под запросы рынка работают средние учебные заведения. И тот факт, что среди официальных безработных почти никогда не встречаются представители рабочих профессий, говорит об их востребованности. Если вспомнить известную поговорку про журавля и синицу, вполне справедливо перефразировать: "Лучше быть рабочим, востребованным на рынке труда, чем инженером (юристом, экономистом - и далее по списку) на рынке".


А. ИВАНОВ.