ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Под музыку Вивальди

5 апреля в волховском Дворце культуры собрались те, кому нравится слушать симфоническую музыку в живом исполнении. Известный петербургский дирижёр Роман Леонтьев привёз в наш город струнную группу Симфонического оркестра Санкт-Петербурга. В этот вечер со сцены звучала музыка Антонио Лючио Вивальди, знаменитого итальянского композитора, скрипача, педагога, дирижёра и при этом католического священника.

Один из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, Вивальди ещё при жизни получил широкое признание во всей Европе. Композитор в основном стал знаменитым благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки.

Его самая известная работа - серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года», прозвучавших во втором отделении представления под названием «Музыка любви Антонио Вивальди». Музыка сопровождалась танцем солистов театра танца «White Ballet» (хореограф А. Вечкунин). В первом отделении пела, и очень хорошо, молодая солистка Мариинского театра Лариса Елина, в концерте для флейты с оркестром солировал Антон Алексеевский.

И весь вечер за дирижёрским пультом стоял Роман Леонтьев.

Восприятие музыки - дело очень субъективное. Вместо того, чтобы рассказывать вам, уважаемые читатели, о своих впечатлениях, предлагаю прочитать интервью с этим известным дирижёром, много концертирующим с различными оркестрами как в России, так и за рубежом.

- Кто придумал проект «Музыка любви Антонио Вивальди», в котором соединилась классическая музыка, балет, оперное пение и поэзия?

- Участвовать в нём нашему оркестру предложила организация «Магия музыки», которой руководит Алексей Богданов. Этот коллектив сделал много подобных проектов. Мы с «Магией музыки» сотрудничаем второй раз, первым был проект, посвящённый 8 Марта и представленный в Сосновом Бору. В той достаточно интересной программе мы в обычном формате симфонического концерта объединили музыку Иоганна Штрауса и известного американского композитора Лероя Андерсона. А в «Музыке любви» попытались соединить различные виды искусства, полагая, что для публики это будет интересно.

- Считаете, сама по себе симфоническая музыка публику не привлечёт?

- Мне кажется, когда в одном представлении соединяются разные виды искусства, это делает концерт праздничнее. Плюс свет и цвет, они также способствуют определённому настроению.

Форма академического концерта, несомненно, заслуживает внимания но для широкой публики, не имеющей особых познаний в классической музыке и большого опыта её восприятия, формат представления с элементами шоу может привлечь людей и в какой- то мере пробудить у них желание глубже погрузиться в удивительный мир музыкальной гармонии.

- Я прослушала запись пятой симфонии Малера в исполнении вашего оркестра. Зал полон, публика благодарная, но не слишком подготовленная. Хотя бы потому, что аплодирует между частями. Запись сделана в российской провинции?

- Нет, это Америка. Там у нас состоялись 46 концертов. Америка очень большая и разная страна, и публика там, конечно же, самая разная. Многое зависит от того, как культурную жизнь горожан организует местное самоуправление. Слушатели лучше подготовлены там, где есть специальные клубы любителей симфонической музыки.

- На мой взгляд, это пример для России, где, к сожалению, почти утерян слой просвещённых любителей музыки, у которых на слуху было много прекрасных произведений и которые могли сравнить манеру дирижирования различных мастеров. Так сказать, они отлично разбирались в законах жанра. Как восполнить пробел, как закрыть пропасть между оркестром и залом? Тем более что потребность в живой классике есть, о чём свидетельствует хотя бы то, что этим вечером зал нашего ДК заполнен до отказа.

- Долгое время я работал в санкт-петербургском оркестре «Классика». Художественный руководитель этого коллектива Александр Яковлевич Канторов одной из своих задач считает популяризацию классической музыки. Это важно, заинтересовать молодых слушателей, которые, в силу естественных процессов, приходят на смену тем, кто воспитывался иначе, знал великих дирижёров наперечёт и слышал самые великолепные оркестры.

- А как это сделать? Одни музыкальные школы, дающие навыки владения музыкальным инструментом, но в силу разных причин не всегда пробуждающие любовь к настоящей музыке, эту задачу не решат...

- В последние годы для всех десятиклассников петербургских школ в Мариинском театре проводятся театральные уроки. В зал приходят молодые люди, которым, обязательно в интересной форме, объясняют азы музыкальной и театральной культуры. Рассказывают, как нужно слушать и воспринимать музыку, предлагают самим поиграть в постановку спектакля и так далее. Ребята сами мастерят декорации, создают театральный макет. Мне кажется, никакого другого пути, как участие музыкальных театров в воспитании своего зрителя, нет. Репетиционная площадка оркестра «Классика», с которым я сотрудничаю, располагалась в университете Герцена, и коллектив постоянно устраивал концерты для студентов. Потому что нет ничего лучше живой музыки, никакая запись её не заменит. Многие из ребят именно там впервые услышали симфонический оркестр.

- Всё это замечательно, но пока практикуется лишь в столичных городах Москве и Петербурге. Дети в провинции лишены непосредственного контакта с высоко профессиональным миром музыки и театра ...

- Есть разные формы работы с детьми. Например, музыкальное воспитание через хоровое пение, как это практикуется во многих европейских странах.

- Роман Владимирович, одно и то же музыкальное произведение в интерпретации разных дирижёров воспринимается абсолютно по- разному. Кажется, композитор тот же, партитура одна, инструменты одни и те же, а музыка разная...

- Это потому, что симфоническая музыка органически предполагает разное видение и чувствование одного и того же произведения. Всегда видны отличия творческого подхода, поэтому так важно слушать классику не в записи, а в живом исполнении.

- В становлении дирижёра большую роль играют его учителя. У кого учились Вы?

- У художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского симфонического оркестра Арнольда Михайловича Каца и у преподавателя Санкт-Петербургской консерватории автора книги «Теория дирижирования» Ильи Александровича Мусина. Многое дали мне и посещения репетиции гениального дирижёра Геннадия Николаевича Рождественского. Официально я у Рождественского не учился, но на уроках присутствовал. В мой московский период прослушал много музыки в исполнении оркестра Министерства культуры, которым Рождественский руководил.

- Три абсолютно разных художника. Мировая величина в дирижировании Арнольд Кац, теоретик, воспитавший многих дирижёров, Илья Мусин, безусловный гений Геннадий Рождественский... Это Кац сказал, что никто и никогда не ответит на вопрос, что такое дирижёр? А Вы как бы определили свою профессию?

- Я бы только отметил, что дирижёр очень отличается от музыканта-инструменталиста. У каждого дирижёра должны быть исполнительские способности, а не только педагогический и организаторский талант. Все известные дирижёры владеют каким-либо инструментом. Но не всякий инструменталист способен дирижировать оркестром. У этих профессий абсолютно разная психология.

- Несколько слов волховской публике...

- Уважаемые волховчане, мы всегда рады видеть вас на наших концертах. Обязательно приходите! Уверен, сегодняшний музыкальный вечер - не последняя наша встреча. Мы постараемся ещё не раз подарить вам удовольствие непосредственной встречи с классической музыкой.

Беседовала Екатерина КОРОБОВА