ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Русская Голгофа: судьба священников Новоладожского уезда 1920-1930г.

03.12.2017 | 16:48

Во время обысков при аресте духовенства были изъяты рукописи стихов, написанных священником Павлом Брянцевым: «На Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна», «Емельяну Ярославскому», «Свобода и рабство», «К свободе», «Альфа и Омега» и других.

Стихи с удовольствием читались духовенством во время встреч и переписывались. Будучи арестован и убеждён следователем высказать свое отношение к советской власти, священник, зная, что рукописи написанных им стихов уже находятся в ОГПУ, заявил, что он является давним врагом большевиков и считает их врагами трудящихся.

Одним из мотивов его прихода на служение в Церковь, по его словам, была ненависть к большевикам, а Церковь оставалась на тот момент единственной легальной организацией, отрицательно оценивающей большевистскую революцию. Он изложил свои взгляды в форме, предложенной следователями, и, проявив явное малодушие, признал себя виновным, а также и единомысленных с ним священников. Отец Павел заявил, что они агитировали крестьян против организации колхозов и стихотворение о Демьяне Бедном он написал по просьбе благочинного. Он признал, что его произведения являются контрреволюционными, и рассказал, что он переписал их в шести экземплярах и распространил. Под давлением следователя он подписался под показаниями, что признаёт «себя виновным в том, что принял участие в контрреволюционной деятельности группы священников, имевшей своей целью путём распространения провокационных слухов о войне и гибели Советской власти, а также путем использования религиозных предрассудков крестьянских масс сорвать мероприятия Советской власти в области колхозного строительства... в том, что написал контрреволюционные стихотворения, призывающие к объединению духовенства и верующих для борьбы с Советской властью».

26 февраля 1934 г. Особая тройка ОГПУ приговорила отца Павла к 5-ти годам заключения, которое он отбывал в Севостоклаге. Из лагеря он писал письма родным, свидетельствующие о его силе духа. Так, 15 июня 1934г. он писал: «Шлю вам сердечный привет и желаю всего наилучшего, а наиболее - тихого и безмятежного жития в домашней обстановке, что всего дороже. Я вот не сумел удержаться и угодил за 11 тысяч километров. Но это ничего, угодить мне и надо было, ведь я сам избрал этот путь, а вот плохо, что полгода я не имею известий и явился сюда с сильно истощённым организмом, поэтому, как слабосильный, несу обязанности сторожа. Дежурю на посту 12 часов в сутки. Заболел цингой, а излечиться здесь нечем».

В январе 1936г. отец Павел описывал жизнь в лагере: «Семнадцатый месяц живу по-дорожному, как на вокзале, всё время думаю, что скоро поеду побыстрей, тогда в три месяца доберусь до дому. В августе и сентябре хлеба ел досыта и несколько поокреп, а сейчас пока начинаю сдавать, довольствуюсь 500 г хлеба в сутки. Лежим.. 75 человек в одном месте и ждём отправки.. И нас не огорчают - все говорят, что отправим. Было нас сто пятьдесят, но к октябрьским дням 50 % отправили, и я не попал в их число. Здоровье сносное: если бы грудь не болела, то был бы совсем здоров. По формуляру в груди имеется: склероз, миокардит, туберкулез, эмфизема и плеврит, так что легкие и сердце не того.. Хорошо бы сахарку, да уж ладно.».

1 января 1937 г. в его письме к дочери сквозит и отцовская любовь, и тоска по ней, взрослеющей без отца, и чувство юмора, и наставления отцовские, и сила духа: «Не думай, что годы детства и юности - лучшие годы жизни; нет, эти годы - лишь подготовка к жизни, и хорошо поживёт лишь тот, кто сумеет за эти годы хорошо подготовиться. Не унывай при мимолётных неприятностях: их уже нет, они ушли в невозвратное прошлое, старайся создавать хорошее настоящее и верить в лучшее будущее - вот те несложные правила жизни, которые вынес я... Я тебя уже 4 года не видал, и за эти годы ты, без сомнения, изменилась. Скоро тебе стукнет 17, а я помню тебя тринадцатилетней.. Что касается меня, то я по сравнению с прошлым значительно похудел, вешу 56 кг, теперь стригусь и бреюсь, и всем был бы молодой, да зубов на верхней челюсти нет - цинга съела - и морщиноват маленько.. Выпавшие на мою долю испытания переношу довольно бодро. И хотя иногда приходится туго, но я видел на своём веку и худшее. Уже четвертый год я в условиях заключения, но скажу, что в Германскую было и похуже. Если бы я не был инвалид, то жил бы хорошо, так как зарабатывал бы, а теперь все время приходится отдыхать от перенесённых трудов. Осталось мне ещё 23 месяца, раньше не отпустят, я это чувствую, иначе бы уже отпустили, из-за наклеенной мне 58-й статьи, пункт 11. Хотя она и напрасно пристала ко мне, но после драки кулаками не машут. Я раньше не знал законов, а то добивался бы применения ко мне статьи 59 пункт 7.. (эта статья предусматривала наказание до 2-х лет лишения свободы - прим. авт.) В сущности, виноват я кой в чём, ну, и посижу.. Я подал в Москву во ВЦИК ходатайство, да не надеюсь на благоприятный результат, опять-таки из-за статьи. Ну, будь, что будет!».

В тот же день отец Павел написал стихи:

«Суровый край, прекрасный, но не милый,
Где дни мои томительно текли.
Ты мне грозишь безвременной могилой
Вдали от Родины и от друзей вдали».

В 1934 г. арестовали иерея Александра Константиновича Лебедева, 1887 года рождения. До революции он служил в селе Загубье, а перед арестом - в Паше. Его выслали в Марийскую АССР, где отец Александр был арестован повторно и исчез в застенках ГУЛАГа. В селе Заречье в 1912-1916 гг. служил протоиерей Николай Васильевич Посунько (1884-1937 гг.), расстрелянный в Оренбурге. 5 августа 1937 г. был арестован и через 2 недели расстрелян священник Пашской церкви Николай Петрович Потапов, уроженец деревни Чудново Новоладожского уезда, проживавший в деревне Берег. В сентябре 1937 г. был расстрелян протоиерей Петр Семенович Азиатский (родился в селе Заречье Новоладожского уезда в 1872 г.), служивший в селе Иссад, а перед революцией - в селах Тюнев Посад и Колголема, проживавший в деревне Томилово. Был расстрелян священник Михаил Николаевич Осьминский (родился в 1888 г. в Новой Ладоге), который служил в Колчановской церкви и жил в деревне Коскеницы. Также в 1937 г. расстреляли 73-летнего священника Покровской церкви села Вольково Григория Ефимовича Беляева, уроженца Санкт-Петербурга, перед революцией он служил настоятелем Теребужской церкви. 4 октября 1937 г. расстрелян иерей Петр Петрович Григорьев, родившийся в 1891 г. в Санкт-Петербурге, служивший в Рождество-Богородицкой церкви села Вороново, а перед революцией - в соседнем селе Тюнев Посад. В тот же день расстреляли 63-летнего священника Ивана Алексеевича Лебедева. 21 октября в Ленинграде оборвалась жизнь протоиерея Владимира Александровича Прокофьева, настоятеля Преображенской церкви села Пчева, и иерея Александра Андреевича Кедрова, родившегося в семье священника села Лунгачи в 1899 г. и служившего во Владимирской церкви села Глажево. 3 октября 1937 г. был арестован, а 30-го расстрелян священник Василий Васильевич Назаров, уроженец села Помялово, служивший в Покровской церкви села Тигода. С 1901 по 1936 гг. в Никольской церкви села Городище служил иерей Петр Ильич Виноградов, уроженец Луги, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии. Он был расстрелян 12 ноября в Ленинграде. В декабре того же года принял мученическую смерть протоиерей Николай Александрович Лавров (родился в 1875 г. в деревне Пономарево), служивший в Климентовской Новоладожской церкви. В этом же месяце был расстрелян Павел Александрович Листов (родился в 1885 г. в селе Колголема), служивший в Федоровской церкви в селе Кисельня, жил в деревне Черневщина. Все они были уроженцами Новоладожского уезда.

Бывший благочинный 3-го Новоладожского округа протоиерей Алексий Павлович Охотин служил в селах Хотово, Мотохово, Пчева. В начале марта 1936 г. 67-летний священник был вызван причастить больного в соседнее село. При возвращении домой на него напали хулиганы. С криками: «Держите попа, поп идёт!» - его раздели до нижнего белья. Без обуви и одежды он шёл несколько километров. Через несколько дней, 10 марта, он скончался. Его сын Григорий родился в 1893 г. в селе Хотово. По окончании Санкт-Петербургской духовной семинарии служил священников в Никольской церкви села Городище, где и жил с семьёй. 19 октября 1937 г. он был арестован и через 2 дня расстрелян в Ленинграде.

По одному делу о контрреволюционной деятельности в 1937 г. была арестована группа священнослужителей Новоладожского и Шлиссельбургского уездов. Среди них были священники Николай Васильевич Дубенский из села Лаврово (родился в селе Усадище в 1887 г.), Иван Романович Пастухов из села Чёрное (родился в 1887 г. в селе Дубно), особенно стойко державшийся на допросах отец Иаков Дмитриевич Чулков и дьякон Николай Пастухов из села Кобона. Все они были расстреляны в декабре 1937 г. в Ленинграде.

В 1937 г. были расстреляны:

- священник Введенской церкви села Заречье Антоновский Павел Яковлевич - 20.12;
- священник Петропавловской церкви села Креницы протоиерей Сергий Александрович Воробьев - 3.12;
- священник Никольского собора г. Новая Ладога протоиерей Якимов Михаил Никитич - 3.12;
- священник Климентовской церкви Новой Ладоги протоиерей Лавров Николай Александрович - 03.12;
- священник церкви Федора Стратилата села Пески протоиерей Листов Павел Александрович - 03.12;
- священник Казанской церкви в селе Прусынская Горка Кузнецов Михаил Кириллович - 03.12;
- священник Преображенской церкви села Усадище Кравец Эраст Петрович - 20.08;
- священник Троицкой церкви села Хвалово Кубецкий Василий Васильевич - 21. 09;
- иеромонах Введенской церкви села Хотово Симон (Ильин) - 03.12;
- священник Покровской церкви села Тигода Назаров Василий Васильевич - арестован 03.10., расстрелян 30.10;
- протоиерей Никольской церкви села Кобона Чулков Иаков Дмитриевич - 10. 12;
- священники Тихвинской церкви села Путилово протоиерей Орнатский Николай Николаевич - 26.03.38.;
- протоиерей Чернов Николай Александрович - 14.12.;
- диакон Фортунатов Иоанн Алексеевич - 14.12.

Из всех своей смертью умер только настоятель Алексиевской кладбищенской церкви в Старой Ладоге протоиерей Виктор Дубенский, скончавшийся 22 апреля 1937 г. до начала террора против священнослужителей. В Волховском районе первым был арестован (8 августа 1937 г.) и расстрелян (20 августа 1937 г.) протоиерей Эраст Кравец. 18 августа арестовали протоиерея Петра Азиатского, расстрелян 9 сентября; 24 августа - протоиерея Михаила Осьминского (расстрелян 21 сентября); 9 сентября - священника Иоанна Лебедева (расстрелян 4 октября). В сентябре-октябре вершители социалистической законности работали по Киришскому району, а в декабре опять сосредоточились на Волховском, так что к началу 1938 г. с духовенством в бывшем Новоладожском уезде было покончено. Репрессиям подвергались и старообрядческие священники. Газета «Сталинская правда» в 1937 г. писала: «За антисоветскую подрывную деятельность осуждён в деревне Второе Немятово староверческий поп Прокофьев. Церковная двадцатка готовится провести сбор подписей, чтобы оправдать этого попа. Возглавляет Немятовскую двадцатку в сельсовете Афонин И. из деревни Глядково. Собираются члены двадцатки у Ворониной А. Н. в деревне Первое Немятово. Нельзя дальше допускать, чтобы в сельсовете безнаказанно орудовали попы и церковники».

Вообще в местной печати в 1937-1938 гг. публиковалось много материалов антицерковной направленности, что создавало особый идеологический фон для репрессий против церкви. Перепечатывались антирелигиозные материалы из центральных газет - «Правды», «Крестьянской газеты», «Спутника агитатора».

«Антирелигиозная пропаганда - важнейшее дело», - писал П. Сатаев, председатель областного совета Союза Воинствующих Безбожников. Один из корреспондентов местной «Сталинской правды» сообщал: «..Советская власть воспитала во мне чувство ненависти к религии, к врагам народа». Другой корреспондент из села Теребонижье озаглавил свою заметку «Организуем антирелигиозные кружки в колхозах»:

«В Теребонижье 40 лет назад была построена церковь, но в ней не служили, а все время была школа. Перед революцией распоясавшееся кулачьё и поп Дубенский загнали школу в частный дом, а в церкви опять устроили служение. После Дубенского появился поп Соколов - закадычный пьяница. Через два года сбежал, потом появился поп Павел с Успенского острова. А теперь он тоже куда-то смылся. Церковник Хомичев Иван, старик 72-х лет, прилагает все усилия, чтобы открыть церковь. Молодое поколение не нуждается в божьей благодати!». Страшные слова вообще-то.

«Разоблачать деятельность церковников!» - под таким заголовком в газете помещались подобные публикации. Из них мы узнаём некоторые подробности религиозной жизни сохранившихся пока приходов и различное отношение населения к церкви: «..Празднование религиозного праздника Рождества вредно от-разилось как на заготовках, так и на вывозке древесины. Колхозники колхоза «Молния» Кисельнинского сельсовета и ряд других колхозников все до одного выехали домой. Близятся дни поповского праздника «Крещение». Лесорубы и возчики, оставшиеся в лесу, призывают усилить работу в поповско-кулацкое «крещение».

В деревне Хотово Хотовского сельсовета собрание колхоза 16 января 1937 г. единодушно постановило закрыть церковь.

12 января 1937 г. колхозники колхоза «Весенние всходы» Чаплинского сельсовета собрались на митинг, посвящённый открытию Сессии Верховного Совета СССР. Собрание единодушно отказалось от празднования всех религиозных праздников..

Отец Василий зашёл в горсовет за разрешением молебна в Михайловском храме (видимо, речь идет о дьяконе Михайловского храма в Волхове Василии Шибаеве - прим. автора), но просьба была отклонена.

Священник Листов из Песоцкой волости посещал с матерью кружок по изучению Сталинской Конституции..

Член колхоза «Красный боец» Алексеева принесла в сельсовет за-явление с просьбой разрешить крестный ход. Заявление отклонено.

В своих антисоветских намерениях пытался использовать Советскую Конституцию священник Кедров. По его наущению часть крестьян просила Лунгачский сельсовет о разрешении крестного хода..

Не так давно распалась церковная двадцатка при храме Михаила Архан-гела.

Почему я стал безбожником? Попы и прочие мракобесы под маской религии творят свои антисоветские дела, подрывают наше социалистическое хозяйство.

Не видно антирелигиозной работы в Мелексинском Сельском совете.

Немятовские рыбаки отремонтировали церковь и собрали тысячу рублей на постройку дома попу.

Попы усиливают свою деятельность: в Сясьскорядковском сельсовете церковники отремонтировали церковь, собрав 5 тысяч рублей, в Кисельницком - 10 тысяч рублей, в Колчановском - 10 тысяч рублей, в Немятовском - 10 тысяч рублей.

Во всех колхозах Колчановского сельсовета был крестный ход на Пасху, то же в Болотовском и Карпинском сельсоветах. В Пасху в церковь ходили люди и среднего возраста, и молодёжь. Рабочие Волховского лесозавода Силин и Кузьмин пели в церковном хоре.

В Пасху 2 мая не вышли на работу. Бригадир Приказчиков помогал Хотовскому попу «славить Христа».

В Егорьев день в Прусынском сельсовете и Болотовском сельсовете обходили скот с крестами. Таких фактов можно привести десятки..

Мы, колхозники колхоза «Красная стрела» Чаплинского сельского совета, решили отменить празднование всех религиозных праздников как наносящих вред колхозам и колхозникам».

Неизвестна судьба 7 священнослужителей Волховского района - протоиереи: Герман Ладыгин, Василий Осипов, Феодор Остапов, Виктор Осьминский; священник Серафим Абрамов, игумен Сергий (Талицкий), диакон Иоанн Виноградов. Всего из 49 священнослужителей 43 храмов, действовавших в 1937 г. на территории Волховского, Киришского и Мгинского районов (бывшая территория Новоладожского уезда), было репрессировано 43 священнослужителя. Фамилии многих из них автору знакомы по исследованным метрическим книгам.

Невозможно без сердечной боли читать документы 1930-х гг. Уничтожены те, кто в большинстве своём были совестью народа, его нравственной опорой. Думается, что имена этих новомучеников должны стать известными нынешним поколениям жителей Приладожья.

Г.А. ВАНДЫШЕВА, кандидат исторических наук

Уголок архивариуса
Желтые страницы Волховского района

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt