ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Прогулка по «комариному краю»

29.10.2017 | 12:41

Презентация "Прогулки по "комариному краю" на районной историко-краеведческой конференции «Времён связующая нить», посвящённой 90-летию образования Волховского района.

Вдоль одной из крупнейших рек нашей Ленинградской области расположились множество деревень и деревушек, часть из которых входят сегодня в муниципальное образование «Сясьстройское городское поселение».

Река Сясь начинается за новгородским поселком Неболчи, а впадает в Ладожское озеро. Ее длина около 260 км. Этнографы полагают, что название реки на одном из древних финно-угорских наречий означает «комариная».

Нашу прогулку мы начнем с пристани (на снимке) на реке Сясь, построенной в 50-х годах прошлого столетия. Отсюда сясьстройцы отплывали на теплоходах в Новую Ладогу, Волхов, Новгород. Всем жителям памятен теплоход «Технолог», который многие годы возил детей в пионерский лагерь и обратно.

В 1939 г. на реке была построена водная станция (на снимке, 4 стр.), которая простояла до 60-х годов.

Здесь располагался клуб юных моряков (КЮМ), морской клуб, которыми руководил Геннадий Петрович Осипов - «наш капитан». В летнее время здесь размещался «Детский сектор».

Много времени жители проводили на реке. Кто-то ловил рыбу, а кто-то просто лежал на «золотом песке» сясьстройского пляжа.

Недалеко от водной станции в Сясь вливается река Валгомка (раньше она называлась Валгома). Когда изменилось название - неизвестно, но в 30-х годах в письменных источниках она упоминается как Валгома.

У истока река протекает на запад, далее через 3,5 км течет с юга на север, а в низовье, после деревни Низино, на юго-запад. Она берет свое начало от слияния двух рек - Масельга и Холмача. Протяженность реки составляет 29 км. Река неширокая, средняя ширина 5-10 метров.

На одной из фотографий в устье р. Валгомки мы видим несколько домов деревни Носок, на месте которой построен целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). История этой деревни не очень ясна. В клировых ведомостях с 1784 г. до 1910 г. по приходу Рогожской церкви - такой деревни нет. Пока известно, что она впервые упоминается во Всесоюзной переписи населения 1926 года по Волховскому уезду. В ней насчитывалось 10 дворов, и проживали 41 человек: 18 мужчин и 23 женщины. На момент переписи деревни Носок и Опока относились к Пульницкой волости.

Смею предположить, что деревня Носок - это продолжение деревни Опока. Просто жители построились чуть вдали на «носке». По переписи 1926 года д. Опока была в пять раз больше д. Носок, так как насчитывала дворов крестьянского типа - 47, прочих - 14. В ней проживало 275 человек. По клировым ведомостям мы можем проследить, как росла эта деревня.

Клириковая ведомость - документ о службе лиц духовного сословия. Впервые они были введены 20 января 1769 под названием “Именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания". Обычно велось два экземпляра, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.

Сейчас деревни Опока тоже нет, ее «переселили» в Сясьстрой в связи со строительством ЦБК.

А мы остановимся на левом берегу р. Сясь в деревне под названием Рогожа. Очень скудная информация о ней в свободной энциклопедии «Википедия» в сети Интернет. Приведу основные сведения.

Первый раз погост Рогожский упоминается в 1834 г. на карте Санкт-Петербургской губернии Федор Федоровича Шуберта. На карте профессора Степана Семеновича Куторги за 1852 г. тоже отмечен погост, но уже Рогожской. В списке населенных мест по Санкт-Петербургской губернии по сведениям 1862 г. записано: «Рогожа (Рогожский погост) при р. Сяси, число дворов — 3, число жителей: 4 м. п., 3 ж. п.; Церковь православная. Часовня». А в сборнике Центрального статистического комитета за 1885 г. указывается: «Рогожский — погост, бывший государственный при реке Сяси, дворов - 2, жителей - 9; Церковь православная».

В XIX веке погост административно относился к Шахновской волости 2-го стана Новоладожского уезда, в начале XX века - 3-го стана. (Стан - административно-полицейский округ из нескольких волостей во главе со становым приставом. В уездах было по 2-3 стана). В 1905 года по данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии», близ Рогожского погоста существовал выселок Рогожи, который входил в состав Подрябинского сельского общества Иссадской волости, а также была дровяная пристань Рогожа. С 1933 года до 1990 года деревня Рогожа входила в состав Пульницкого сельсовета Волховского района.

В 1997 года в деревне Рогожа проживали 95 человек.

Но история этих мест гораздо древнее. И этому есть многочисленные подтверждения. Из писцовой книги письма Андрея Лихачева 7072 г. (по новому календарю 1563 г.): «В Богоявленском погосте на Николской земли Медведского монастыря на реки на Сяси поставлена церковь ново собор Пресвятий Богородицы...».

В следующей писцовой книге «Обонежской Пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 г. (1582 г.) читаем: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке на Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья...».

Новая деревянная церковь была построена в 1732 г., которая сгорела 15 апреля 1834 г. В течение следующего года была возведена уже каменная церковь с колокольней. Построенная в стиле «классицизма», она была освящена 1 сентября 1835 г. протоиреем Санкт-Петербургского Петропавловского кафедрального собора Иоакимом Семеновичем Кочетковым. Строилась церковь на средства прихожан и петербургского купца 1-й гильдии, Почетного гражданина Михаила Давыдовича Эртова (Ертова), имевшего здесь дровяную биржу.

Кто автор и архитектор нового здания нам пока неизвестно. Но мы точно знаем ее размеры: «...в длину 11, в ширину 6, в высоту 7 сажень...(24x13x15 метров)». (САжень, или сажЕнь — старорусская единица измерения расстояния. В XVII веке основной мерой была казенная сажень, равная 2,16м., утверждённая в 1649 году).

Важной достопримечательностью церкви был колокол, вес которого достигал 20 пудов (328 кг.). Пуд равнялся 40 фунтам, в современном исчислении — 16,38 кг. Известно, что он был отлит в Стокгольме в 1730 г. мастером Гератом Майером. На колоколе был изображен Спаситель, с державой в руках. Когда и куда он исчез - неизвестно.

Храм не действовал с 15 июня 1937 года. В июле 1940 года здание было передано под магазин. Постановление Совета Министров СССР от 27 июля 1945 года позволило начать ремонтные работы в церкви. Богослужения начались 8 января 1946 года и с тех пор не прекращались.

Происхождение названия РОГОЖА по преданию таково: «В устье реки Валгомы жил монах, в чьи обязанности входило бесплатно перевозить всех через реку. Однажды в непогоду ночью он услышал голос: «Перевези меня». Монах проигнорировал просьбу, но голос продолжал: «Перевези, а не то я на рогоже перееду». Он вышел на берег, а по реке на ту сторону на куске рогожи плывет образ собора Пресвятой Богородицы. Там, где образ выплыл на берег, стали строить Богородицкую церковь, а село при нем назвали Рогожею».

В изданной литературе встречаются разные легенды. Вот еще одна: Образ Богородицы был найден пастухом на берегу реки - в память об этом удивительном событии было принято решение о возведении церкви на месте обретения иконы.

До 1818 г. в названии основного церковного документа встречается следующая надпись: «Клировая ведомость выставки Рогожи». Можно предположить, что церковь была «выставлена», то есть в стороне от села. Примечательно, что в приходе церкви Собора Пресвятой Богородицы до 1905 г. не упоминаются жители деревни Рогожи. А когда возникла деревня? Ответа пока нет.

В 1850 г. священником Иоанном Соловьевым была открыта церковно - приходская школа. Спустя 40 лет Санкт-Петербургским купцом 2-й гильдии Николаем Петровичем Дьяковым церкви был подарен дом с тем, чтобы в нем помещалась школа. Где он находился, мы пока не знаем. А вот здание, которое мы видим и сейчас, приезжая в храм, построено в 1913 г. старостой церкви, усть-ижорским крестьянином Иваном Ивановичем Кононовым. 6 октября того же года Преосвященный Вениамин епископ Гдовский освятил его.

Деревня Рогожа плавно переходит в деревню Подрябинье, за ней расположились: Судемье, Перевоз, Отаево, Матеево. О том, что эти деревни были в уже в 1563 г., мы находим подтверждение в писцовых книгах.

Еще раз упоминание о них мы встречаем в описи деревень за 1719 г., которые были подарены Петром Первым Александру Даниловичу Меншикову после победы над шведами.

Е. Халтурина.

(Продолжение следует)

Уголок архивариуса
Желтые страницы Волховского района

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt