ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Первопроходцы

Первопроходцы12 августа исполнилось пятьдесят лет одному из старейших садоводческих товариществ Волхова - садоводству № 5-а "Металлург". Чтобы узнать, как и каким трудом оно создавалось, мы в канун юбилея встретились с бывшим заводчанином Николаем Васильевичем Пестриковым и его супругой Ниной Александровной. Вот что вспомнил хозяин:


- В июле 1962 года сернокислотный цех Волховского алюминиевого завода дал первую продукцию. Ровно через три года, в июле 65-го, начальник цеха Исаак Григорьевич Резницкий собрал коллектив и объявил, что производство у нас режимное, вредное, поэтому желательно, чтобы в нерабочее время работники имели возможность дышать свежим воздухом. Для этого завод организует садоводческое товарищество, часть участков которого выделяется сернокислотному. Из нашего цеха желание приобрести землю для собственного сада изъявили человек двадцать. Записался и я, к тому времени у нас с супругой уже был старший сын пяти лет и двухлетняя дочка.
Очень быстро избрали правление и первого председателя садоводства Алексея Анисимова, его замом стал Виктор Бойцов. Первым делом правление провело визирование, поставило вешки, разметило дороги и участки.
Размер каждого из 250 участков составил примерно пятьсот квадратных метров, то есть пять соток с небольшой разницей в сантиметрах. Каждому участку присвоили порядковый номер, во время жеребьёвки нам достался участок номер 80, на котором мы и трудимся всю жизнь.
На этом месте был заброшенный пустырь с некультивированной землёй. К примеру, на нашем участке вообще ничего не росло, кроме осота, а соседский зарастал ольхой. У него после корчёвки земля плодородная, рыхлая, а у нас всего десять сантиметров почвенного слоя, дальше глина. Помню, привёл на участок отца, говорю: "Смотри, какая земля тяжёлая, надо бы, пока не все участки заняты, поменять, выбрать получше". Он махнул рукой: "Да ладно, Коля, какая есть, такую и разработаем". Так и остались, начали разрабатывать. В это время как раз строилась городская больница. Небольшими, тонны на три, самосвалами вывозили грунт из котлована. Садоводы договаривались с водителями, которые за рубль везли грунт им. Удобно было всем: мы получали землю, водителям не нужно было везти грунт за тридевять земель. Мы завезли машин десять.
В первый же год сделали грядки, посадили что можно: малину по периметру, клубнику. Знакомые и незнакомые люди, чьи сады за узкоколейкой были старше нашего, охотно делились саженцами и рассадой. К слову, мы сразу одной клубники посадили 300 кустиков.
Молодые были, сил много, а опыта не очень. Но члены правления ходили по участкам, советовали, как правильно сажать, как выдерживать расстояние между посадками. У нас была куплена "Настольная книга садовода", оттуда многому учились. Хотя и сами деревенские, я из-под Вятки, Нина Александровна из Сырецкого Хваловского сельсовета.
Осенью землю разделали, а на следующий год стали сажать уже серьёзно. В первый год огурцов уродилось - не знали, куда девать. Турнепс вырос такой, что все ахали. Никогда больше у хозяйки такой не родился. Даже дети, которые сами уже давно стали родителями, вспоминают: "Мама, какой у тебя турнепс был!" А гряды какие наделали? Кривые, широкие - смех!
Сразу стали строить домик. Вот, напротив нашего участка, до сих пор стоит первый домик в садоводстве - Надежды Ефимовны Сысоевой. По уставу садоводства высота до конька должна была быть не выше пяти метров от ноля. Нужно было выдержать определённое расстояние от домика до проезжей части, от соседнего участка. Мой отец потомственный плотник, ему построить такой дом ничего не стоило.
Первый колодец копали вручную, отец сделал сруб из осиновых плах, чтобы дольше не гнило. Всё сделали за один день, правда, и колодцы тогда копали неглубокие, воды хватало. Потом заводские мужики-садоводы стали делать царги - металлические формы метро вой высоты для отливки бетонных колец для колодца. Эти формы опускали в колодец, заливали бетон, когда бетон застывал, царги поднимали, а кольцо оставалось. Эти царги, сделанные кем-то для себя, потом передавались от садовода к садоводу, люди занимали очередь, сегодня заливали колодец на одном, завтра на другом участке.
С этого участка кормилась вся семья, ещё и родне-знакомым раздавали. Сегодня без него тоже себя не мыслим.
Мы здесь и свиней держали, не одного поросёнка вырастили, кур и по сей день держим, никак не расстаться. Дети выросли: у старшего сына своя дача в Колчанове, второй сын в Питере, дочь категорически отказалась от "возни с участком". А для нас это жизнь: и подспорье, и отдых, и здоровье.
Сейчас первых основателей садоводческого товарищества осталось совсем мало. Полвека - не шутка. Но на участках "Металлурга" трудятся их дети, внуки, да и те, кто купил их значительно позже, прекрасно знают, кому они обязаны. А первопроходцы… Они шутят: "Нас отсюда только на тачке вывезут, сами не уйдём".
Чем привлекала раньше и продолжает привлекать сейчас городских, в общем-то, жителей работа на земле? Свежий воздух, полезный физический труд, свои, чистые от "химии" продукты - это понятно. А ещё своя земля придаёт хозяину чувство независимости от обстоятельств, вселяет уверенность в завтрашнем дне - что бы ни случилось, какие бы катаклизмы, ненастья ни навалились, а земля накормит, ободрит и утешит. Как спасала все прошедшие годы…


И. БОБРОВ.