ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Искусство фотографии - в подарок

Искусство фотографии - в подарок Своеобразным подарком к очередному, уже восемьдесят восьмому, дню рождения Ленинградской области стала фотовыставка «Ленинградская земля - моё открытие!», открывшаяся в Волховском культурно-информационном центре им. А.С. Пушкина. На выставке представлено около сорока цветных и чёрно-белых работ четырёх известных мастеров фотографии Волховского района.


Наверное, называть работы ладожанки Татьяны Чуровой просто фотографиями не совсем верно. Зрители многочисленных фотоконкурсов и фестивалей, её персональных выставок и выставок с участием Татьяны Станиславовны с полным основанием считают то, что она делает, фотокартинами. Здесь есть всё, присущее настоящей крепкой живописи, акварели, графике...
Свои произведения Татьяна создаёт не только по законам фотографии, но и в полном соответствии с канонами изобразительного искусства. Грамотная композиция, цвет, свет и прочее, и прочее, что позволяет художнику не остановить, а продлить мгновение. В обычном, малом и даже сиюминутном автор видит сама и показывает всем, способным увидеть, большое - воспоминания и запахи прошлого; будоражащие неопределённостью, но манящие свежестью ароматы будущего. Как в хороших стихах мы читаем, а значит, чувствуем совсем не то, что написано на бумаге, так и в «обычных» пейзажах, портретах и «бытовых зарисовках» Чуровой видим, если хотим увидеть, совсем отличное от изображения на картоне. Член Союза фотохудожников России, Татьяна Станиславовна много лет руководит детской фотостудией «Ладога» новоладожского Дома детского творчества и фотоклубом «Дети февраля» при Доме культуры Новой Ладоги.
Три остальных участника выставки - волховчане, чья трудовая и творческая биография теснейшим образом связаны с Волховским алюминиевым заводом. Юрий Михайлович Дмитриев, Евгений Анатольевич Александров, Николай Степанович Блёскин много лет работали на ВАЗе и занимались в фотостудии «Юпитер» при заводском Дворце культуры.
Евгений Александров, увлечённый коллекционер фотоаппаратов советского периода, в 80-х годах прошлого столетия руководитель «Юпитера» и участник заводской киностудии «ВАЗ-фильм», сейчас представил вниманию зрителей серию работ под общим названием «Берег правый». Даже не зная о былом увлечении Евгения Анатольевича кинопроизводством, это легко вычислить по формату представленной им серии. В центре - большая, размером 90х30 сантиметров, панорама правобережья Волхова. Эта 180-градусная горизонталь охватывает берег реки от традиционного места купания волховчан «Глубокие» до самой 6-й ГЭС. Фотоснимки традиционного размера, расположенные рядом, это, по замыслу автора, раскадровка панорамы. Зритель может остановить своё внимание на главной работе и идти по ней взглядом, следуя воле фотографа и течению реки. А может рассмотреть виды берега отдельно: закатный мыс «Медведь», осенний старый парк, спасательную станцию, мальчишек, ныряющих со стены шлюза.
Несмотря на гигантские шаги, которые сделало фотоискусство за многие годы своего существования, несмотря на все новинки научно-технического прогресса последних лет, чёрно-белая фотография совершенно не утратила своей актуальности и не потеряла своей привлекательности. Это убедительнейшим образом подтверждает серия психологических портретов земляков Юрия Михайловича Дмитриева - старейшины волховской фотографии. В чём очарование его чёрно-белых снимков, сделанных в разные годы? Лаконичность средств в этой серии только подчёркивает спектр чувств изображённых героев. Созданные лишь светом и тенью, чёрно-белые портреты на удивление выразительно и ярко передают мир эмоций совершенно конкретных и совершенно живых людей. В этом, кроме безусловного мастерства фотографа, большая заслуга используемой им аналоговой съёмки, очень редкой сейчас съёмки на плёнку. Каждый фотограф - не только свидетель, но и хранитель своего времени, в своей индивидуальной манере документально сохраняющий для нас приметы и свидетельства существующей действительности. Очень точные по технике и очень выразительные по форме пейзажи и виды родного края, легко узнаваемые уголки родного города представил ещё один опытный мастер фотографии и тоже бывший участник заводской киностудии Николай Степанович Блёскин. Художественный пейзаж (городской, сельский, индустриальный)всегда создаёт особенное настроение у зрителя, вызывает целую гамму чувств и переживаний. От пейзажей Николая Блёскина веет умиротворённостью, покоем и светлой лёгкой грустью. Всё очень родное, узнаваемое, а потому близкое и понятное зрителю.
В краткой аннотации к выставке сказано: «Искусству фотографии дана счастливая способность сохранять в человеческой памяти детали времени, сиюминутное настроение, красоту лиц и неизменность пейзажей. Вероятно поэтому, мы с такой ностальгией всматриваемся в эти снимки». К словам организаторов фотовыставки ничего не добавишь, не убавишь. Можно лишь поблагодарить их за предоставленную возможность знакомства с работами волховских мастеров светописи. Большое спасибо!

И. БОБРОВ.