ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Забытые страницы истории

Забытые страницы истории В адрес депутатов города Волхова и Волховского района часто поступают обращения граждан, которым нужна помощь в решении того или иного вопроса. Многие из депутатского корпуса охотно отзываются на просьбы, искренне стараются разобраться в проблеме, и, как лучшую награду, услышать слова благодарности.
Об одном из подобных случаев просто необходимо рассказать. Главе Волховского района Владимиру Михайловичу Новикову пришло письмо от жителя блокадного Ленинграда и ветерана Великой Отечественной войны Валерия Михайловича Аксёнова.
Валерий Михайлович проживает в Петербурге, и какого же было удивление главы, когда именно он пригласил Владимира Михайловича посетить музей под открытым небом «Военная Автомобильная дорога № 102» в Хваловском сельском поселении.
Оказалось, что у В.М. Аксёнова земельный участок в деревне Горка (Воскресенская). На протяжении долгих лет Валерий Михайлович приезжает из северной столицы, чтобы ухаживать за дачным хозяйством и не только... Из письма Аксёнова: «Деревня Горка (Воскресенская) знаменита тем, что это рубеж, на котором в ноябре 1941 года были остановлены немецкие войска, пытавшиеся прорваться в направлении Тихвин - Новая Ладога. Также с 9 декабря 1941 по 1943 год через деревню проходила ВАД № 102.
При этом до сих пор стоит двухэтажное деревянное здание бывшей начальной школы: в ноябре 41-го здесь размещались воины боевых подразделений, а с 9 декабря 1941 года, после освобождения советскими войсками города Тихвина, размещалось отделение воинов-дорожников, обслуживающих ВАД № 102 на участке Новая Ладога - Тихвин».
Более 25 лет житель блокадного Ленинграда, ветеран Валерий Михайлович вместе с сыном своими руками и за свой счёт содержали и обслуживали 800-метровый участок - въезд в деревню Горка со стороны Волхова.
В 2012 году В.М. Аксёнов получил документы, подтверждающие принадлежность этой дороги к Ярославскому тракту. ВАД № 102 в 1941-43 годах именовалась «Дорогой жизни».
В конце концов, Валерий Михайлович навёл исторические справки, собрал воспоминания ветеранов ВОВ, сегодня в Горке их осталось всего трое, и разработал свой концепт музея под открытым небом «Военная Автомобильная дорога № 102». На сегодняшний день ветеран собственноручно установил поклонный крест, памятный знак, стенд «Пушки блокадного Ленинграда для обороны Москвы» и стенд «Бессмертный полк».
Кроме того, В.М. Аксёнов уже второй год планирует установить на постаменте «Полуторку», поднятую со дна Ладожского озера, в память о воинах-дорожниках, обслуживающих ВАД № 102 с 1941 по 1943 годы, а также в память об организаторах и исполнителях доставки вооружения из блокадного Ленинграда в Москву. Автомобиль готов безвозмездно передать руководитель музея «Дорога жизни» в Осиновце А.Б. Войцеховский.
На стенде «Бессмертный полк» среди других расположен и портрет отца Валерия Михайловича - майора Красной Армии М.А. Аксёнова, который в 1941¬42 годах, будучи помощником начальника отдела Управления артиллерии Ленинградского фронта, был одним из организаторов и непосредственным исполнителем доставки более тысячи полковых пушек и 120-миллиметровых миномётов из блокадного города для обороны столицы.
Также в планах Валерия Михайловича - установить на холме, по другую сторону дороги, маленькую часовню, заготовки которой уже есть.
В экспозицию музея органически входят и двухэтажное здание бывшей начальной школы, и 800-метровый участок Ярославского тракта.
В письме ветеран сообщил, что сегодня эта дорога имеет 50 % насыпного грунта с односкатными и двухскатными насыпями высотой от 2-3 до 15 и более метров и шириной 12-15 метров, а также три дорожных инженерных сооружения - действующие бетонные водоотводы, установленные на глубине 2,5-3 метров. Всё это можно наблюдать, стоя прямо у поклонного креста.
«Однако, не смотря на столь бесспорные и наглядно видимые доказательства, администрация Волховского района всё отрицает. Даже не смотря на многочисленные письменные заявления жителей деревни Горка, чиновники этот 800-метровый участок Ярославского тракта (ВАД № 102 периода 41-43 годов) величают «колеёй, набитой транспортом сельхозпредприятия», - из письма Аксёнова.
Михаил Валерьевич пригласил глав и депутатов на экскурсию в музей под открытым небом, чтобы, стоя у поклонного креста, вместе разобраться и вернуть Хваловскому поселению, Волховскому району и Ленинградской области военную историю.
На приглашение откликнулись глава Волховского района В.М. Новиков и глава города Волхова В.В. Напсиков. Вместе с Валерием Михайловичем они проследовали по 800-метровому участку, делая остановки для знакомства с ещё сохранившимися доказательствами существования автомобильной дороги № 102, внимательно слушая выводы исторических исследований Валерия Михайловича.
Заглянули руководители города и района и в отдельные дома деревни, где по сей день живут ветераны Великой Отечественной. Внимание глав последним было приятно. Владимир Михайлович Новиков справлялся о здоровье хозяев, их нуждах и, конечно, просил поделиться воспоминаниями.
У поклонного креста, памятного знака, стендов остановка была особенно долгой. «Мы очень хотим помочь, сохранение исторической памяти - серьёзное и нужное дело. Проблема в том, что на картах этой дороги не существует, а значит, за бюджетные деньги мы её не отремонтируем. Надеемся, что в этих начинаниях нас поддержат предприниматели, представители бизнеса», - прокомментировал глава Волховского муниципального района.
«Проблемными» оказались и места, где Аксёнов хотел установить «Полуторку» и часовню. По словам специалистов, другая сторона дороги находится за границами поселения.
Остаётся открытым вопрос, как некогда «Дорога жизни» превратилась в колею? «Раньше и жизнь была другой, и деревни. Возможно, территория деревенских построек сильно разрасталась, и дорогу просто перенесли за пределы населённого пункта», - предполагает В.М. Новиков.
Сегодня перед главами стоит нелёгкая задача. Необходимо ознакомиться с множеством исторических справок и документов, поднять давно забытые карты, в конце концов, решить вопросы «несуществующей» сегодня дороги.
Так или иначе, руководители обещали приложить все усилия, но не для того, чтобы услышать от ветерана «спасибо», а чтобы самим отдать дань памяти и благодарности давно минувшим кровавым и героическим дням.
В следующих номерах газеты мы познакомим читателей с историей деревни Горка (Воскресенская), с воспоминаниями её ветеранов, с забытыми страницами истории Волховского района и Ленинградской области.
Валентина НОВИКОВА