ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Единство тела и духа

Единство тела и духаЭлементы биографии
— Здравствуйте, Кирилл Сергеевич. Поздравляем Вас с постом приятным. Пользуясь случаем, хотим выразить Вам признательность от лица всех староладожан за Ваши труды и не можем не спросить, - как получилось, что Вы приехали к нам в Старую Ладогу?
— Здравствуйте, спасибо. В Старую Ладогу я приехал полтора года назад, где-то в октябре 2014 года. Мы ждали третьего ребенка и всей семьёй хотели переехать из города в экологически чистый регион. В принципе, мы могли выбрать любое другое место. Я сам с Новгородской области - из Боровичей, жена у меня из-под Валдая. При принятии решения сыграло свою роль, что Ладога - это духовный и исторический центр, первая столица Руси. Мы очень счастливы и благодарны Богу за то, что оказались именно здесь, на этой земле.
По промыслу Божию нам предложили идеальный вариант, который оказался в Старой Ладоге. Ведь мы являемся духовными чадами отца Антония (Кузнецова), который служит в храме Рождества Христова посёлка Надкопанье. Благословившись у него, я тогда поехал к главврачу нашей больницы, который и направил меня сюда. Мне тогда было 30 лет и я работал в больнице в Новом Девяткино - на границе Петербурга и Ленобласти.
От администрации Волховского района здесь нам дали дом и обучили меня на врача общей практики. Теперь я могу заниматься и детьми и взрослыми. Плюс, по программе - "Земский доктор" выделили подъёмные средства.
— А где Вы работали до этого?
- По окончании обучения я работал в Военно-Медицинской Академии. Несколько лет в поликлинике в качестве участкового терапевта. Потом, вместе с партнёром, мы создали центр, основным направлением которого было лечение опорно-двигательного аппарата и реализация натуропатических методов лечения: трудотерапии, озонотерапии, фитотерапии, гомеопатии, остеопатии, массажа и так далее. В силу сложной экономической обстановки от этого дела постепенно пришлось отказаться.


Скажи мне, что ты ешь, и я скажу - кто ты
— Кирилл Сергеевич, есть такая поговорка: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу - кто ты». Насколько это справедливо для православного христианина? Как воспитать в себе умеренность в потреблении пищи и победить привычку чревоугодию, свойственную, наверное, практически всем? Ведь она пагубно влияет как на здоровье физическое, так и на здоровье духовное, а в пост эта тема особенно актуальна.
— Вопрос об умеренности в потреблении пищи, как мне кажется, касается скорее наших дорогих духовников - священников. Потому что пост, прежде всего, это борьба со своими страстями, нашей греховной сущностью. Медицина здесь зачастую бессильна. Есть, конечно, различные психотерапевтические методики: метод гипноза, например.
Врачи могут убеждать пациента, показывать ему всё на уровне биохимии, объяснять ему процессы, которые происходят у него в организме.... Но пока у самого человека на подкорковом уровне не выработается чёткая доминанта нового образа жизни, ничего не получится. Должно возникнуть стойкое желание похудеть, избавиться от лишнего веса. Тогда вместе с ним уйдёт и ряд заболеваний и недугов физического уровня, не говоря уже о духовном. Если это сопряжено с духовным ростом, с духовной борьбой, то непременно принесёт и соответствующие плоды. Важнее всего - внутренняя готовность пойти на эти шаги.
Если мы говорим о верующих, воцерковлённых людях, они понимают, что такие перемены совершаются только с Божьей помощью. Священники при этом могут брать на себя роль психотерапевтов, психологов, со своей стороны поддерживая человека. Задача же медиков - убедить пациента, рассказав ему обо всех нюансах, аспектах этого недуга.
Казалось бы, что такого - банальное ожирение. Однако погрешности в диете, как правило, несут за собой ряд других проблем. На фоне ожирения могут возникать проблемы с опорно-двигательным аппаратом, различные эндокринные заболевания (в первую очередь сахарный диабет), заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая, ишемическая болезнь; как следствие - сосудистая катастрофа в виде инфаркта, инсульта), ряд проблем желудочно-кишечного тракта (хронические гастриты, язвенные болезни: панкреатиты, холециститы).
Список заболеваний, которые связаны именно с образом жизни, бесконечен. И в первую очередь, это, конечно, питание. Так что, если говорить про эту пословицу, я думаю, она абсолютно обоснована и с точки зрения православного человека и с точки зрения светской медицины.


Врач для души и врач для тела
Вообще, я искренне убеждён в том, что медицина, доктора могут воздействовать только убеждением. Здесь может помочь личная харизма, ведь нужно убедительно привести все доводы, изложить факты. Может быть даже где- то напугать пациента, чтобы максимально донести, какие последствия его ждут при сохранении текущего образа жизни. Самые простые исследования - вроде биохимического анализа крови. УЗИ и ряда других методик, уже могут убедить пациента, показать ему, что есть причина и есть следствие. Но если человек верующий, то эта проблема гораздо легче решается, так как лечащий врач, медик может работать в тандеме со священником.
— То есть осуществлять системный подход к лечению - и души и тела одновременно?
— Да. Как раз на эту тему мы недавно говорили с отцами из Никольского мужского монастыря. Сейчас в обществе формируются такие понятия, как «православный врач», «православная медицина». Я благословлён отцом Антонием и отцом Варфоломеем, двумя игуменами, на создание Общества православных врачей Волховского района. Пока, к сожалению, руки до этого не доходят, но это хорошее начинание и его надо реализовывать. Через отца Варфоломея я уже имел общение с протоиереем Сергием Филимоновым, председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга.
— Какая деятельность планируется в рамках этого общества, для чего оно создаётся? Чтобы объединить верующих врачей?
— Нет, не просто объединить. Мы ведь и в храме объединяемся - причащаемся из одной чаши. Хотя пока мне трудно выработать некую общую концепцию этой деятельности, здесь речь идёт скорее о том, чтобы это несло пользу для наших пациентов - то есть какой-то обмен опытом. Сама концепция православной медицины, православного врача - пока сырая и ещё не до конца сформирована.
У наших коллег в Санкт-Петербурге, основателей этого дела, есть уже достаточно большой опыт. В Обществе состоит огромное количество человек, они организовывают различные мероприятия - встречи, лекции. Они посвящены медицине, но имеют православный уклон.
Там преподаются очень интересные концепции, в том числе о модификации образа жизни. О том, что если православный врач лечит православного человека, то нужен совсем другой подход. Само понимание лечения становится другим, когда есть осознание тех моментов, о которых мы с вами говорили. И самое главное, мы имеем возможность работать с духовными лицами, со священниками, совместно реализуя свои назначения, рекомендации во благо пациента.


Польза поста
— Кирилл Сергеевич, наш следующий вопрос о том, как пост влияет на здоровье.
— Я не думаю, что надо ещё раз напоминать о том, что любой пост - и строгий и не строгий, надо держать с благословения духовного лица - священника. Наши отцы, как правило, не хуже медика могут сказать, кому можно поститься строго, а кому только с послаблением; определить меру поста и так далее. Если говорить с точки зрения медицины, давно доказано, что любой пост является отличным способом очищения организма. По метаболизму, по обмену веществ мы можем поделить нашу жизнь на два основных периода - зимний и летний. В зимний период больше проявляется склонность к питанию белково-жировой пищей, в летний - белково-углеводной, растительной. Даже чисто с позиции диетологии, не касаясь духовной сферы. для того, чтобы успешно перейти из одной фазы в другую, необходимы разгрузочные этапы. Православный календарь, поделённый на посты, является примером очень грамотного перехода из одного такого периода в другой, с одной пищи на другую.
Что касается именно строгого поста. полного отказа от скоромной пищи (мяса, молока и молочных продуктов. яиц, даже от рыбы), можно сказать однозначно - это полезно для здоровья. Такой пост помогает наладить обмен веществ, кровоснабжение в целом и микроциркуляцию. В результате организм избавляется от многих вредных веществ: токсинов (так называемых шлаков), радионуклидов, холестерина. То есть веществ, которые сильно вредят организму - провоцируют возникновение ряда заболеваний или усугубляют их течение.
Это происходит за счёт снижения потребления такой тяжёлой пищи как животные белки и за счёт увеличения потребления растительной пищи. Клетчатка способствует усилению переваривания. улучшению работы кишечника, его перистальтики, обновлению слизистой оболочки кишечника и желудочно-кишечного тракта. Вследствие этого человек, который постится, получает ряд положительных эффектов: нормализация артериального давления, снижение уровня холестерина. снижение уровня сахара у тех, кто страдает сахарным диабетом или так называемым преддиабетом. общий омолаживающий эффект. Также без белковой пищи, как бы это парадоксально ни звучало, нормализуется мозговая деятельность. Наблюдается даже её улучшение. Миф о том, что людям интеллектуального труда постоянно необходима животная пища - абсолютно не обоснован. Диетологами, наукой давно доказано, что постные периоды только способствуют мозговой деятельности. Мы сейчас не говорим о постоянном вегетарианском образе жизни, именно о православном посте.
Плюс растительное масло, которое активно заменяет в пост животные жиры, также активно способствует снижению уровня холестерина и нормализации липидного обмена. Вслед за этим нормализуется течение ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы - гипертонии, ишемической болезни сердца, цереброваскулярной болезни.


Окончание в следующих номерах.