ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

У легендарного паровоза

У легендарного паровоза5 февраля - особый день для волховчан. День славы и памяти. 73 года назад 5 февраля военного 1943 года со станции Волховстрой 1 в Ленинград отправился первый после прорыва блокады состав с продовольствием. Паровоз, который вёл этот состав, 9 мая 1980 года установлен на вечную стоянку на вокзале города Волхова.
Стало хорошей традицией каждый год в этот день проводить митинг у легендарного паровоза, чтобы помнили поколения.
5 февраля 2016 года у паровоза собрались ветераны, сотрудники железной дороги, учащиеся школ, жители и гости города. Открыл митинг исполняющий обязанности заместителя начальника Октябрьской железной дороги по Волховстроевскому территориальному управлению Андрей Владимирович Губанов: «70 лет отметила наша страна в честь Победы, которую мы одержали в 1945-м. Прошло уже две трети столетия, но в наших сердцах и умах живёт память о том времени. Сегодня мы отмечаем годовщину события, которое спасло тысячи, сотни тысяч жизней. 73 года назад паровоз под управлением двух машинистов привёз в голодный Ленинград ценный груз. Наверное, ничего дороже в тот период не было, чем продовольствие для Ленинграда».
А.В. Губанов напомнил, что на том паровозе висел плакат с надписью: «Шлём боевой привет ленинградцам от Родины». В этой фразе заключена суть того времени: в условиях войны находилось вся страна, и каждый её житель, от детей до стариков, прикладывал максимальные усилия для Победы. «Город Ленинград, выживший в той блокаде, до сих пор помнит и отмечает эту дату с благодарностью, прежде всего, к волховчанам, которые смогли доставить груз, собранный всей страной. Давайте мы, живущие сегодня, помнить и передавать своим детям, внукам истинную историю событий 70-летней давности», - сказал исполняющий обязанности заместителя начальника Октябрьской железной дороги по Волховстроевскому территориальному управлению.
К участникам митинга обратился глава администрации Волховского района Юрий Иванович Олейник. «Сегодня мы собрались для того, чтобы почтить подвиг, который совершили наши железнодорожники в те далёкие годы. Наш город Волхов способствовал не только прорыву блокады, но и победе в Великой Отечественной войне. Сейчас даже невозможно представить, насколько жители блокадного города, окружённые холодом, голодом, бомбёжками, ждали этот поезд». Глава администрации признался, что его бабушка и мама тоже пережили все 900 дней блокады, что они тоже ждали поезд из Волховстроя. «В молодости нам мало интересны подобные истории, но сейчас я был бы счастлив возможности узнать о событиях от тех людей, которые их пережили. Сегодня здесь и ветераны, и молодёжь. Это делается для того, чтобы подрастающее поколение знало, чтило и помнило подвиг, который совершили деды. Я хочу сказать огромное спасибо нашим ветеранам. Благодаря вашему героизму, любви к Родине вы выиграли эту войну». Юрий Иванович пожелал здоровья ветеранам и вечной памяти павшим в страшной войне.
Слова благодарности ветеранам, напутствия молодым жителям города прозвучали в выступлении депутата Законодательного собрания Ленинградской области Владимира Николаевича Орлова. «Уважаемые ветераны, спасибо за то, что вы есть, что радуете нас своим присутствием сегодня, за подвиг, который сделали в те годы». В.Н. Орлов ещё раз напомнил, что Волхов совершил многое для победы.
Первые победы Красная армия одержала под Волховом, на Валимском рубеже. Именно волховчане не дали фашистам сомкнуть второе кольцо блокады и стереть Ленинград с лица земли. Это волховские железнодорожники в 1943 году, как только была прорвана блокада и создан узкий коридор, построили ветку в кротчайшие сроки, чтобы доставить груз в блокадный город, они же готовили спасительный поезд к отправлению. «Сегодня добраться до Санкт-Петербурга на машине или электричке можно быстро и легко. А тогда поезд пробирался двое суток, ночами, под бомбёжками. Люди стояли живыми светофорами и каждый раз восстанавливали десятки километров железнодорожного полотна, подорванного снарядами. Это невероятно тяжёлый труд, о котором теперь могут рассказать только ветераны. Наконец, 7 февраля поезд встретили в Ленинграде. После этого пайка блокадников увеличилась в два раза. Они смогли получить больше хлеба, они смогли сделать больше для победы», - заключил депутат Законодательного собрания Ленинградской области.
На митинге выступили руководитель исполкома Волховского отделения партии «Единая Россия» Андрей Юрьевич Фетисов и хранитель Музея истории локомотивного депо Людмила Павловна Королёва.
Хранитель музея рассказала о людях, которые в составе паровозной бригады провели по «коридору смерти» тот спасительный для ленинградцев поезд. «Мы говорим о подвиге, о поезде, но не говорим о людях, которые были отобраны паровозным депо «Волховстрой» ещё до 5 февраля. А ведь начальником Октябрьской железной дороги Саламбековым было принято решение: именно «Волховстрой» поведёт первый поезд в блокадный Ленинград. То есть «Волховстрою» придавалось огромное значение. Были отобраны лучшие из лучших. Поезд вёл машинист, ещё до этого гремевший на всю Кировскую дорогу, Иван Павлович Пироженко. С ним поехали помощник машиниста Виктор Семёнович Дятлев, кочегар Иван Александрович Антонов и запасная бригада: Харин, Клыков. Были также машинист инструктор Михаил Иванович Быстров и руководство паровозного отделения в лице Александра Михайловича Алексеева. Такие люди, как Пироженко, действительно вписали своё имя в историю страны, не смотря на страшную, трагическую жизнь. Мы знаем, что он - участник Финской войны, был награждён многими наградами.
Бригады нашего паровозного депо, в то время ТЧ-1, водили составы с 5 февраля по 1 мая 1943 года. Только после мая обслуживать «коридор смерти» стала 48 паровозная бригада Народного комиссариата путей сообщения.
Принято считать, что первый поезд прибыл 7 февраля. На самом деле, наш поезд пришёл 6 февраля. Было 53 вагона с грузом 50 тонн. Такие сведения есть в маршрутном листе - юридическом документе. Это был спецрейс, секретный рейс! Его встречали 7 февраля, потому что Ленинград не был готов к такому событию. Вечная слава этим людям».
Людмила Павловна пригласила всех, кому интересны факты истории железнодорожного узла «Волховстрой» и жизни его работников в Музей истории локомотивного депо.
На митинге память о блокаде Ленинграда, отправлении поезда с продовольствием из Волховстроя почтили минутой молчания.
К легендарному паровозу участники митинга возложили цветы.


Екатерина БАЛЫШЕВА