ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Спасибо, Вам, ветераны!

Кто такие ветераны труда? Это люди, прошедшие долгий трудовой путь, внесшие свой вклад не только в развитие той или иной организации, но и в трудовое обучение и воспитание молодежи, которая пришла им на смену. В нашем городе есть еще одна, я назвала бы ее особой, группа ветеранов - это "заслуженные" ветераны, которые многие десятки лет трудились на комбинате, тем самым вложили ощутимый вклад не только в развитие предприятия, но и процветания города в целом.

Они всю жизнь посвятили работе на комбинате, некоторые из них стояли у истоков пуска нового оборудования, новых цехов. Эти люди-легенда!

Именно к такому человеку спешу на интервью, волнуюсь, конечно. Большого опыта общения с ветеранами у меня нет. Смогу ли в одной газетной статье раскрыть смысл трудовой жизни ветерана? С чего начать разговор? В технологии кислотно-варочного цеха я определенно ничего не понимаю. Эти и другие вопросы, конечно же, беспокоили меня. Но все они в одночасье исчезли, как только переступила порог квартиры Михаила Яковлевича Тяло.
Меня встретил жизнерадостный, самодостаточный, интеллигентный человек. И прежде чем попытаюсь, не судите меня строго, кратко рассказать его жизненную историю, хочу искренне поблагодарить Михаила Яковлевича за теплый прием, пожелать ему крепкого здоровья и благополучия. Также хочу сказать огромное спасибо ему за то, что максимально подготовился к нашей встрече, сделал выписку из трудовой книжки, рассказал о деталях производственной деятельности, поделился личными впечатлениями о работе предприятия.
Из его рассказа стало очевидным, что он многое видел, знал, испытал, осмыслил, многому сам научился и многим передал свои знания. Это умудренный опытом, даже сказала бы легендарный человек. Его личный вклад в становлении и развитие комбината неоценим.
За заслуги перед предприятием, весомые трудовые достижения, многолетний и добросовестный труд, активное участие в общественной жизни комбината Михаил Яковлевич награжден трудовыми наградами. Он показал мне их, они бережно хранятся вместе с удостоверениями. Но Михаил Яковлевич ни разу не прикрепил их на праздничный пиджак, по всей видимости, из скромности.
Среди наград у него орден "Знак Почета", медаль "За доблестный труд", много-много различных знаков и значков, врученных ему, как победителю соцсоревнований. Его портрет неоднократно помещался на стенд Почетных работников предприятия.
Самой большой гордостью для ветерана является то, что цех, в котором он был начальником 16 лет, а именно КВЦ, был кузницей кадров для комбината. И это не просто слова. Фамилии, которые назову ниже, действительно получили путевку в трудовую жизнь именно в КВЦ и под руководством Михаила Яковлевича. Вот эти имена: Ю. Кожевин, С. Буряков, В. Кондратьев, Н. Рябцев, Д. Шутов, Л. Кислов, В. Титов, Н. Варфоломеев, Зайцев, Малюшкин, А. Вереютин,
Н. Прошков (сейчас и его сын, Александр, работает в цехе), М. Атаманов, В. Кожевин, А. Юлин, Н. Лисицын и многие другие.
Из нашего общения узнала, что за 85-летнюю историю цеха только М. Тяло имеет самый длительный стаж в должности начальника. Как известно, начальниками не рождаются. Вот и становление Михаила Яковлевича началось с должности сменного мастера в древесном цехе. А было это в 1953 году. За четыре года работы он не только досконально изучил технологию переработки поступающего на комбинат баланса, но и производства в целом. Сумел проявить волевой характер, организаторские способности и в 1957 году его перевели сменным мастером в кислотно-варочный цех. Всего лишь один год понадобился Михаилу Яковлевичу для изучения технологии варки щепы и в 1958 году его уже назначили заместителем начальника КВЦ. Пять лет рука об руку с начальником цеха Л. Шатковым руководил сложной и ответственной работой. За этот период времени осознал, что такое бессонные ночи. Его знания и своевременные рекомендации могли быть полезными в любое время суток. В 1963 году руководством комбината было принято решение о назначении Михаила Яковлевича на должность начальника цеха. И закрутился, завертелся механизм, полностью захлестнувший специалиста работой. Ни для кого не секрет, какую ответственность несут труженики цеха не только перед комбинатом, но и жителями Сясьстроя. Работая в КВЦ, нужно быть предельно внимательным. А оборудование, есть оборудование, у него ведь нет души, может подвести, сломаться, привести к критической ситуации, исправить которую можно только под руководством ответственного лица, а именно начальника.
В 1971 году встал вопрос, кому возглавит завком? Кандидатура Михаила Яковлевича подходила по всем критериям. Пользуется уважением трудящихся, известен, как справедливый человек, умеющий убедить самого недисциплинированного работника, заставить взяться за ум, обладатель огромного авторитета среди коллег, чем не кандидат? Пять лет Михаил Яковлевич - председатель завкома. А это, согласитесь, совсем другое направление в работе. Люди! Вот главное в деятельности завкома. В то время строился город, выдавались путевки на отдых, распределялись премии рабочим, др. Дел было много, и лишь грамотно выстроенные отношения с руководством предприятия способствовали отработать пять лет на этом посту безупречно.
Долго "отдыхать" от производственных дел М. Тяло не позволили. В 1976 году возникла необходимость возвращения на прежнюю должность начальника КВЦ. Долго думать было некогда, он не из тех, кому нужно объяснять, что такое производственная необходимость. Наверное, когда принимал решение о переводе, не знал, что еще целых 8 лет будет возглавлять цех.
- Мы "варили" по 15 варок ежедневно, - вспоминает Михаил Яковлевич, - почти каждую ночь мне звонили, то котел не выдуть, то сцежи плохо работают, приходилось принимать конструктивные решения. Тогда в КВЦ работали колчеданные печи, их было 6 штук. Дробленый колчедан к печам подвозили в вагонетках женщины. Какой это был тяжелый труд! Какой была загазованность!
Началась модернизация. Потихоньку стали переходить на варку в серных печах. В то время многое сделал для цеха Виктор Алексеевич Кондратьев, заместитель главного инженера по охране окружающей среды. Работать стало легче, загазованность понизилась. Это было достижение цеха.
- Народ я уважал, - продолжает рассказывать М. Тяло, - пьяниц - не терпел и об этом все знали, поэтому старались не нарушать трудовую дисциплину. По-другому в КВЦ нельзя, в этом цехе не место тем, кто приходил на работу с целью только денег заработать. Проводилось много мероприятий для коллектива. Мы и в художественной самодеятельности участвовали, и в колхоз ездили, и отдыхать умели. Это были годы моей молодости и мне приятно их вспоминать.
В 1984 году Михаил Яковлевич, опытный руководитель, знающий технологию всего производства, был назначен начальником СБО (станции биологической очистки). К его трудовому стажу прибавилось еще пять лет.
Всего на комбинате М. Тяло отработал 40 лет. За этими цифрами стоят бессонные ночи, ответственность за судьбы людей, их нельзя назвать легкими. Михаил Яковлевич относился к той категории людей, которые всю ответственность берут на себя, не перекладывая на плечи других любые сбои в работе. Он - руководитель с большой буквы, тот, который заслужил не только уважение и понимание среди коллег, руководителей, но и самую искреннюю любовь простых рабочих. Наверное, именно поэтому, нет-нет, да и заглянут к нему домой бывшие сослуживцы, расскажут, как обстоят дела на производстве.
- Михаил Яковлевич, а если бы случилось чудо, и Вам на минуточку позволили поруководить цехом, справились бы?
- Что Вы? - улыбается ветеран, - теперь технология настолько усовершенствовалась, изменилась, что вряд ли смог даже на минуту представить себя руководителям цеха. Это теперь прерогатива тех, кто в ногу со временем движется к поставленным целям и задачам, кто принимает участие в модернизации. Конечно, мне интересно было бы посмотреть на изменения, искренне радуюсь, когда из газеты, от бывших коллег узнаю о положительной динамике развития не только КВЦ, но и комбината.
Поговорили мы и о личной жизни ветерана. Михаил Яковлевич родился в Полтавской области в 1929 году. Села под названием Оснеги Роменского района теперь уже нет на карте. Второго января 1937 года арестовали отца, Якова Тимофеевича, 10 сентября 1898 года рождения, который трудился лесорубом. В ссылку вместе с отцом отправилась вся семья Тяло. У матери, 37-летней женщины, в то время было двое детей: дочь - Галина - 11 лет и сын – Михаил - 9 лет. Они были направлены в Пермскую область. В 1938 году отца расстреляли, и лишь в 1971 году было пересмотрено его дело, он был полностью реабилитирован. Все это время Михаил Яковлевич считался сыном врага народа. В семье Тяло, конечно же, не верили в виновность отца, он был честным тружеником, человеком прямолинейным, умеющим отвечать за слова и поступки. Да разве же в то тяжелое время разбирались в достоверности донесений подлых "людишек"? Михаил Яковлевич хранит дома документы, справки, письма, свидетельствующие об этой истории. Они дороги ему, как память о светлом имени отца. Он, по большому счету, и был тем человеком, который взрастил своих горячо любимых детей, которые получили хорошее образование и стали достойнейшими людьми.
В Пермской области (раньше была Молотовской) Михаил Яковлевич окончил 7 классов и поступил в Красновишерский целлюлозно-бумажный техникум, получил специальность техника-технолога. На практику отправили в Кировскую область. Всего два месяца молодой специалист поработал по специальности и его призвали в ряды Советской армии. Служба с 1950 по 1953 г. г. проходила в Горьком в зенитно-артиллерийских войсках. Был старшиной в учебной группе. Демобилизовать из армии не хотели, предлагали обучать военному делу младших сержантов. Но служба в армии не привлекла его, хотелось работать на производстве. И, Михаил Яковлевич, не раздумывая долго, направился ни куда-нибудь, а прямо в Министерство целлюлозно-бумажной промышленности в Москву. Его выслушали, посмотрели документы и направили работать в Сясьстрой.
В поселок он приехал не один, а с будущей супругой, Ниной Самсоновной Сухановой. Михаила Яковлевича, как вы уже знаете, приняли в древесный цех, назначили заработок 900 рублей и поселили в доме для приезжих по ул. Культуры. Комнатка была всего восемь квадратных метров. (В те годы многие так начинали и радовались тому, что имеют собственное жилье). По соседству жили врач по фамилии Когонер, Николаев - начальник ТЭС, Сидоренко - главный инженер, Нягин - заместитель начальника спиртозавода. Соседи стали свидетелями свадьбы М. Тяло и
Н. Сухановой. Все было очень просто. Прямо в коридоре накрыли стол, изысков не было. Вдруг молодые супруги узнают, что к ним едет мама Михаила Яковлевича.
Анастасия Афанасьевна приехала с сундуком, который был многофункциональным в малюсенькой комнатке молодых специалистов. Днем - стол, а ночью - кровать для мамы. Так и спала она на нем целый год.
- Спасибо заместителю директора комбината Алексею Васильевичу Боброву, - отмечает М. Тяло, - благодаря его ходатайству нам была выделена комната в коммунальной квартире площадью 34 кв. м по ул. Бумажников. Позже появилась и отдельная квартира.
Каждый из супругов с головой ушел в работу. Нина Самсоновна (светлая ей память) начинала трудовой путь на комбинате, работала инженером по изобретательству, много лет отдала труду в должности начальника планово-экономического отдела в строительном тресте. Михаил Яковлевич был полностью занят на производстве.
- Нам некогда было даже детей родить, - шутит Михаил Яковлевич, - все время в работе. За единственным сыном, Владимиром, смотрела мама, да и по хозяйству помогала тоже она.
Так в труде, ежедневной заботе пролетела, промчалась, как вихрь трудовая жизнь, оставившая после себя воспоминания, которые часто нашим ветеранам не дают уснуть. Наплывают с новой и новой силой. Теперь им немногое надо. Но осознание о том, что их труд ценят, помнят, уважают для них необходим, оно помогает нашим ветеранам обрести уверенность в завтрашнем дне. Они должны знать, что их трудовая жизнь не прожита зря, это страница истории, написанная не чернилами на листе, а поступками, уверенными действиями, открытиями, работой, отношениями, производственными делами. Самое главное, что наши ветераны жили и трудились по совести и справедливости, такими они остаются сейчас, честными и порядочными, открытыми и откровенными и о них хочется говорить и говорить, жаль только, что простыми словами трудно передать наше уважение и признательность им.

Спасибо, Михаил Яковлевич, беседуя с Вами, я имела возможность еще раз убедиться что Вы истинный производственник, руководитель и неравнодушный человек, который все время жил и сейчас живет интересами комбината. Оставайтесь таким долгие годы. Ваш опыт неоценим. Низкий Вам поклон!

Л. Пузина.