ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Уча других, мы учимся и сами

Более десяти лет назад в школе №1 города Сясьстрой зародилась идея создания школьного музея. Первоначально велась исследовательская работа по написанию рефератов к олимпиадам по краеведению. Проходили встречи с конкретными людьми, начался сбор документов, фотографий.

Одной из первых работ стало исследование, посвященное биографии замечательного человека, учителя истории, более 30 лет руководившего нашей школой - Михаила Петровича Корочкина. Его вдова передала в дар школе фотографии, воспоминания. Был проведен урок с ее участием, посвященный памяти Михаила Петровича. Затем возникла идея сформировать стенд из полученных материалов. И работа началась…
На сегодняшний день экспозиция музея обширна и включает в себя три раздела: история родной школы; история родного края; жизнь замечательных людей.
Важнейшим видом работы школьного музея является экскурсия. Особенность детской психологии заключается в интересе к конкретике, детальному рассмотрению предмета. Наглядность и предметность удовлетворяют школьника в получении знаний. Свойственная экскурсии динамичность, перемещение во времени и пространстве способствуют активному усвоению информации. В работе со старшими школьниками очень важен эмоциональный настрой, который создается в музее. Экспонаты помогают создать атмосферу того времени, о котором идет рассказ, помогают приблизить изучаемое прошлое и рассматривать его через призму проблем действительности. Благодаря настрою, который создает музейная экспозиция, учителю легче донести до учащихся чувство единства с прошлым. При использовании такого педагогического метода как урок-экскурсия, учитель быстрее придет к решению проблем национальной идентичности, то есть отождествления себя с народом, история которого уходит своими корнями в глубокую древность.
Тематика экскурсий по разделу "История родного края", которая в целом является этнографической и краеведческой, весьма разнообразна. Эти экскурсии освещают разные стороны нашей цивилизации в разные периоды ее истории. Так, на экскурсиях, рассказывающих о быте русских людей в прошлом, экскурсовод обязательно показывает такие экспонаты как прялка, старинные утюги, предметы быта, утварь, изделия русских мастериц - льняные полотенца, кружева, предметы быта из бересты. Настоящим украшением этнографической экспозиции является письменный стол дореволюционной эпохи, переданный в музей старожилами Сясьстроя. Именно за ним происходит действие сценки, показывающей жизнь новоладожского купечества.
Наш музей работает в контакте с другими образовательными учреждениями города. Так, коллектив художественной школы передал прекрасную работу "Корабль петровской эпохи". Опираясь на этот экспонат, мы проводим экскурсию на тему "История строительства российского флота. Сясьская судоверфь".
В работе школьного музея используется и такая форма работы, как экскурсия по родному городу, в которой учащиеся через призму знаний, полученных на уроке, совсем по-новому смотрят на историю родного городка. Очень хороший тон задает задание к такой форме работы: написать отзыв об экскурсии "Улицы родного города", в котором рассказать, как возникли названия улиц города и с какими событиями в истории страны они связаны. Это улицы "25 Октября", "Бумажников", "Кольцевая", "Ленина", "Культуры". Следующая тема подобной экскурсии – Сясьстрой и Великая Отечественная война. Для старшеклассников важно донести историю Мировой войны в контексте общечеловеческой трагедии. Так, постояв у Памятного креста на могиле венгерских военнопленных, подростки должны понять, что эта война несла гибель и страдания всему человечеству и это не должно повториться. При использовании подобного педагогического приема дети ощущают историю маленького провинциального городка, в котором они родились.
Тематика Великой Отечественной войны для музеев нашего края, вынесшего на своих плечах все тяготы этого времени, всегда актуальна. Но экспозиция нашего музея уникальна потому, что создана в результате деятельности поискового отряда, действовавшего в течение 2000-2003 годов. Отряд назывался "Совесть". Это был первый и практически единственный детский поисковый отряд. Раскопки вели в Мясной Бору в Новгородской области и у деревни Гайтолово на Синявинских высотах. На протяжении многих лет материалы экспедиций исследуются, становятся основой уроков-экскурсий "Чтобы помнили…". Тематики экскурсий на основе экспозиции "Великая Отечественная война и наш край: "Дорога Жизни и Сясьская судоверфь"; "Партизанское движение на территории нашего края. Сясьстройские комсомольцы-партизаны"; "Сясьстрой и прифронтовые госпитали"; "Герои Советского Союза Петр Евстафьевич Лавров и Василий Федорович Голубев".
Поисковая деятельность используется для формирования знаний, умений и навыков работы с историческими источниками. Приучает к кропотливости в работе, развивает коммуникабельность, умение вести беседу. По всем темам учащимися подготовлены рефераты, с которыми они выступали в различных конкурсах и олимпиадах.
Сясьстрой и его история связаны с жизнью очень многих интересных людей. Именно поэтому отдельный раздел экспозиции называется "Жизнь замечательных людей". Материалы экспозиции: "Андрей Павлович Подлесный – герой Цусимы, Георгиевский кавалер"; "Василий Ананьевич Маслов – узник Освенцима и Бухенвальда, скульптор-самоучка"; 2Жорес Иванович Алферов – Нобелевский лауреат, бывший ученик Сясьстройской школы"; "Борис Иванович Журавлев, заместитель командующего космическими войсками СССР, генерал-майор космически войск, наш земляк". По этим материалам данной экспозиции проводятся экскурсии, цель которых рассказать школьникам о состоявшихся людях, жизнь которых достойна подражания.
В каждом школьном музее есть раздел посвященный истории школы. В нашем музее это стенды с уникальными фотографиями, документы, альбомы, рефераты, поделки учащихся. На основе этой экспозиции проводятся следующие экскурсии: "Вся жизнь моя школа. Заслуженный учитель России, кавалер ордена Ленина Мария Афанасьевна Филиппова"; "Так рождалась наша школа – от приходской школы в деревне Рогожа до Новой школы; "Ее имя носила пионерская дружина школы. Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская"; "Жизнь, отданная служению делу. Михаил Петрович Корочкин".
Работая над пополнением данной экспозиции, мы планируем углубленно изучить биографии людей, обобщить историю работы детских организаций, в частности, пионерской дружины Сясьстройской школы. Нужно сказать и о том, что при проведении экскурсий на данную тематику весьма уместен акцент на вопросно-ответную форму экскурсии, которая активизирует внимание экскурсантов, как бы приглашает их к диалогу, в котором они вспоминают факты из своей биографии, биографии родителей. Все это способствует формированию в сознании учащихся ценностных ориентаций, важности и значимости образования для отдельной семьи и для всей страны в целом. Рассматривая экскурсию как важнейшую форму учебной и воспитательной деятельности в силу ее наглядности и эмоциональности, необходимо сказать о том, что она является итогом очень серьезной ученической исследовательской деятельности.
Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, также имеет воспитательную направленность. Встречи с ветеранами войны и интересными людьми города, тематические праздники, викторины по краеведению, интеллектуальные игры – все это развивает и углубляет знания учащихся в области истории родного края, создает основу для нравственного воспитания. Когда на встрече с нашим земляком - поэтом и журналистом – Руфом Ивановичем Филимоновым, прозвучали в качестве эпиграфа его строчки:

Мой дом в российской деревушке
Среди полей, среди лугов.
А рядом милая речушка
Сестра языческих богов...

Сразу в аудитории была создана особая атмосфера любви к родной природе.
С большим энтузиазмом ребята откликнулись на написание сообщений на тему "История войны в истории моей семьи". И когда актив музея эту работу обобщил, то выяснилось, что чаще всего ребята писали не о подвигах близких на фронтах, а о том, как работали их прабабушки в тылу. Так родился сценарий тематического вечера, посвященного Великой Отечественной войне "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти".
Нужно отметить, что только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению родного края, когда собранный материал используется на уроках и во внеклассной работе, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
В формировании экспозиции школьного музея приняли участие ученики школы разных лет, педагоги, работающие сейчас и работавшие в прошлом, работники школы. Хочется слова благодарности сказать Л.Смирновой, Г. Рябцевой, Л. Климовой, Т. Кажакиной, И. Федоровой, Л. Тарасовой, М. Скоробогатову, Т. Фомишиной и многим другим людям, которые по крупице помогали собрать интересную коллекцию. Особые слова благодарности хочется высказать активистам поискового отрада "Совесть" во главе с педагогом И. Щукиной и члену родительского комитета, обеспечивавшему деятельность отряда в тяжелых походных условиях А. Оруджеву. Материалы этой экспедиции легли с основу экспозиции о войне.
В 2012-2013 году в музее ведутся работы по систематизации материалов раздела экспозиции "История школы", в частности, составляется подборка материалов по истории пионерского движения. Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям города с просьбой о сотрудничестве. Если есть материалы, которые бы ярче раскрыли перед современными школьниками историю пионерии, и вы могли бы поделить ими со школьным музеем, то мы будем вам очень рады.

Н. Михайлова, учитель истории ССШ № 1