«Делать корабли на реке Сяси»
- Автор: rusplt.ru
2 февраля 1702 года русский царь Петр Алексеевич подписал наказ, заложивший основу Балтийского флота. Официальная история Балтийского флота, как правило, начинается с даты 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года. Это день первой победы, одержанной балтийскими моряками: в устье Невы они, подойдя на 30 лодках под командованием самого царя Петра I, сумели в жестоком абордажном бою захватить два шведских корабля — галиот «Гедан» и шняву «Астрильд». И с формальной точки зрения такой подход справедлив: ведь это — первый бой русских сил в водах именно Балтийского моря.
Но неформально гораздо справедливее отсчитывать историю Балтийского флота со 2 февраля 1702 года. В этот день (22 января по старому стилю) Петр I издал «Наказ о строении кораблей на реке Сясь», который положил начало строительству кораблей для моряков-балтийцев. Не случайно именно с этого документа начинается фундаментальное 17-томное издание «Материалы для истории русского флота», выпускавшееся Морским министерством России в Санкт-Петербурге в 1865-1904 годах.
В первом томе этого труда собраны все документы, прямо или косвенно касающиеся истории создания и развития Балтийского флота. И начинается все именно с петровского «Наказа», состоящего из 15 пунктов. Он, в частности, гласит: «1. Делать корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря место где пристойно, из сосноваго лесу. 2. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву, да с ним из отставных дворян новгородскаго разряда 12 человек, которые понадобятся… 3. Плотников к тому делу самых добрых, с Олонца по 50 человек к кораблю, работных людей с лошадьми по 60, пеших по 60, всего по 120 человек к кораблю, взять с Олонца, разложа против переписных книг, потому что к Ладоге ближе Белаозера и Олонца нет. 4. Кузнецов по 20 человек к кораблю, итого 120 человек… 10. Офицеров начальных 6, нижних 6, боцманов 6, шхиперов 6, констапелей 6, матросов немецких по 6, а русских по 12 человек на корабль, пушкарей по скольку доведется без нужды».
Как было принято в то время, «Наказ» написан с множеством подробностей и прямых указаний, которые подтверждают главную мысль: строительство кораблей должно идти быстро и беспрепятственно. Поэтому в том же документе оговаривается: «веревки всякия, парусы, якори, знамена и всякие корабельные военные припасы по росписям, что будет надобно имать из адмиралтейского приказа готовые, потому что купить негде и из-за моря выслать за поздним временем не можно». Так же нужно было поступать и с пушками для вооружения новых кораблей: 9 пункт наказа гласил, что «Пушки и к ним всякие припасы и ружье из адмиралтейского приказа, чтобы было безо всякой нужды».
Два дня спустя, 4 февраля (24 января по старому стилю) 1702 года, Петр I подписывает «Указ стольнику Татищеву о назначении его для управления корабельными работами на р. Сясь, 1702 года января 22». Вот с чего начинается этот указ: «В нынешнем 1702 г. января в 22 день указали мы В.Г. по нашему имянному В.Г. указу, в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск, на Ладожское озеро сделать военных 6 кораблей по 18 пушек из новгородскаго приказу, которым быть в полку ближняго нашего окольничаго и воеводы Петра Матвеевича Апраксина с товарищи, а делать те корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро».
Сясьская верфь стала первой военной верфью будущего Балтийского флота. Но, к сожалению, судьба была неблагосклонна к кораблям, которые строились на ней. В мае 1702 года на Сяси были заложены, а в сентябре спущены на воду два первых, безымянных поначалу фрегата, которые позднее получили названия «Фан Сас» (то есть «Сясьский») №1 и №2. Но «Фан Сас» №1 перегнали для достройки на Олонецкую верфь, заложенную в 1703 году поблизости от Сясьской на реке Свирь, только в конце 1703 года. И потому первым ранговым боевым кораблем Балтийского флота стал олонецкий 28-пушечный фрегат «Штандарт», сошедший со стапелей 22 августа 1703 года.
Дальнейшая судьба первых сясьских фрегатов была незавидной. После достройки на Олонецкой верфи они прошли ходовые испытания, которые показали плохую управляемость и остойчивость кораблей, и в 1705 году их превратили в брандеры со звучными названиями «Этна» и «Везувий». Чуть лучше сложилась история заложенных следующими — в самом конце 1702-го и в начале 1703 года — 28-пушечных трехмачтовых фрегатов «Михаил Архангел» и «Иван-город». Их спустили на воду в 1704 и 1705 годах соответственно, а в строю они оставались до 1710 года.