ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Как замещали импорт 90 лет назад

Как замещали импорт 90 лет назадОдна из улиц города Сясьстрой по сей день носит название «18 июля». Это напоминание о том, что 90 лет назад, 18 июля 1926 года, здесь состоялась торжественная закладка Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, которому в тот же день было присвоено имя Сталина. Событие было грандиозным, масштаб - общегосударственным. 


«Самый грандиозный в СССР»
«Ничто не ново под луною: что есть, то было, будет ввек», - эта знаменитая строчка из стихотворения русского историка, писателя и поэта Николая Михайловича Карамзина «Опытная Соломонова мудрость, или мысли, Выбранные из Экклезиаста» здесь как нельзя кстати. Ведь тогда, девять десятков лет назад, когда закладывали Сясьский ЦБК, говорили о том же самом импортозамещении, что и ныне.
«Сейчас Ленинградбумтрест все необходимое ему количество целлюлозы выписывает из-за границы и половину потребностей в древесной массе тоже покрывает путем импорта, - отмечал председатель Ленинградбумтрес та Лука Бутылкин. - Сооружением Сясьского комбината потребность в целлюлозе всех четырех фабрик треста, не считая Сясьской, будет покрываться полностью продукцией нового предприятия».
Бутылкин приводил следующие показатели: на бумажной фабрике будет вырабатываться 27 тыс. тонн бумаги, на целлюлозном заводе - 50 тыс. тонн целлюлозы, на древесно-массном заводе - 22,5 тыс. тонн древесной массы. В результате, производство Сясьского комбината на 12,5% увеличит выработку бумаги в СССР, на 68,5% - целлюлозы, на 31,4% - древесной массы.
Постройка комбината оценивалась накануне его закладки в 19 миллионов рублей.
... До середины 1920-х годов года у впадения реки Валгомки в Сясь, находилась маленькая деревенька Носок из восьми домов. Когда началась подготовка к возведению комбината, в правительстве (тогда - Совете Народных Комиссаров) СССР утвердили план строительства поселка Сясьстрой. Произошло это 26 июня 1925 года, и за год был возведен рабочий поселок.
«Труднопроходимый лес, топкие болота - такова еще недавно была вся эта местность на скрещении реки Сяси с ее притоком Валгомой, - говорилось в «Красной газете». - Лишь в самом углу раскинулась небольшая деревушка Носки. Сейчас на месте дикой природы волшебной рукой рабочего-хозяина, рабочего-строителя нового государства здесь возникает огромное промышленное предприятие. Такое, каких не строили прежние хозяева-заводчики. Давно ли - всего только в начале этого года - съезд партии твердо поставил перед нами задачу индустриализации страны. И вот эта индустриализация осуществляется на деле».
«Сясьское строительство отхватило себе 311 гектаров и на этом широком пространстве планирует свои замыслы, - рассказывал об увиденном в Сясьстрое спецкор «Ленинградской правды». - В середине оно пересечено речкой Валгомой, которая служит одним из каналов спуска лесных материалов. Мост, перекинутый через Валгому, соединяет две части строительства. В одной - место возведения нескончаемых корпусов будущих фабрик, уже готового лесопильного завода и силовой электростанции.
На другой стороне, через мост, раскинулся красивыми свежебелыми домами рабочий городок. Его стоит скопировать в макетах и послать на заграничные выставки. Это было бы лучшей иллюстрацией положения рабочего в Советском Союзе. В самом деле: только что началась стройка, рабочие - временные. А между тем постройки таковы, что им можно позавидовать. 62 двухэтажных дома из намеченных 135 уже готовы, и ряды их уходят улицами-лучами».
Как отмечал газетчик, перед ним образцовый рабочий поселок. Дома, уведенные им, вовсе небыли похожи на казармы или бараки. Рядом с ними уже были оборудованы и действовали медпункт и аптека, столовая, клуб, пожарное депо, контора строительства, просторная спортивная площадка.
«Мы нарочно стали сразу строить постоянные жилища, - объяснил главный производитель работ инженер Грингоф. - Опыт Волховстроя показал, что устройство временных бараков - выброшенные на ветер деньги. Бараки не гигиеничны, а потом их приходится бросать».
Всего на момент закладки комбината к строительным работам было привлечено 1200 человек — плотники, каменщики и землекопы. «С восьми часов утра, разносясь гулким эхом по дебрям, стучат правильным темпом восемь сотен молотков», — поэтично описал картину строительства спецкор «Ленправды».


«Крепость экономического фронта»
Утром 18 июля 1926 года на торжественную церемонию из Ленинграда на пароходе «Севастополь» прибыли представители общественных, профсоюзных и хозяйственных организаций, а также корреспонденты газет. Ha пристани гостей встречала толпа рабочих и крестьян, съехавшихся из при- ладожских деревень. Над трапом был развернут алый стяг с лозунгом: «Наш комбинат - еще одна крепость экономического фронта СССР». Застучал барабан пионерского отряда, оркестр грянул Буденновский марш...
«Сегодняшняя закладка комбината -еще один шаг по пути, намеченном 14-м съездом партии, ведущему к индустриализации нашего Союза. Организация производства целлюлозы, древесной массы и бумаги в таких размерах, которых достигнет будущий комбинат, есть освобождение СССР от необходимости закупать эти товары на заграничном рынке», — снова подчеркнул важность импортозамещения председатель Ленинградбумтреста Лука Бутылкин, выступая на митинге у котлована фундамента первого корпуса будущего целлюлозного завода.
Затем в фундамент замуровали закладную доску. Надпись на ней гласила: «18 июля 1926 года произведена закладка целлюлозно-древесно-массного бумажного комбината имени товарища Сталина Северо-Западным объединением бумажной промышленности. В бытность: председателем ЦИ1Са СССР - М.И. Калинина, председателем СНК’а СССР - А.И. Рыкова, председателем ВСНХ’а СССР - Ф.Э. Дзержинского, председателем ВСНХ’а РСФСР —С.С. Лобова, председателем Сев.-Зап. Промбюро Ф.Т. Колгушкина, председателем Ленинградбумтреста-Л. А. Бутылкина. При главном руководителе Сясьстроя инженере А.И. Зконопниц-Грабовском и главном строителе-инженере Ф.А. Грингофе».
Почему комбинат назвали именем Сталина - понятно: пресловутый «культ личности» уже набирал силу. «Именем того, кто бросил лозунгов индустриализации СССР, именем товарища Сталина, особенно содействовавшего нам в осуществлении строительства комбината, мы предлагаем назвать эти новые заводы», - заявил, открывая митинг на месте постройки, Лука Бутылкин. «Бесконечные аплодисменты - прямой ответ, что предложение принимается», - говорилось в газете. Ну, а разве могло ли быть иначе?.. Иначе - это было бы уже каким-то демаршем.
«Долго еще потом длятся приветствия от профессиональных организаций, от местных крестьян, от рабочих-строителей, от старых бумажников. Вечером в клубе недавно возникшего рабочего поселка торжество заканчивается спектаклем», - сообщалось в «Красной газете».
Закладную доску в основание Сяського комбината, заключенную в двухстворчатый медный переплет, вмонтировали в бетонный ящик, этот, в свою очередь, намертво заделали цементом. «Когда будет класться фундамент корпуса, этот ящик будет в нем замурован таким образом, чтобы его передняя часть, на которой вытеснен герб СССР, пришлась на фасад фундамента» ^говорилось в репортаже спецкора «Ленинградской правды», побывавшего на церемонии закладки Сясьского ЦБК.
Кстати, любопытно, как сложились судьбы многих из тех, кто был указан на упомянутой закладной доске, которая должна была стать вечной. Всего спустя два дня после закладки Сясьского ЦБК, 20 июля, страна была шокирована известием о скоропостижной кончине от «грудной жабы» Феликса Эдмундовича Дзержинского. Его внезапная смерть породила немало слухов о том, что она не была естественной. Поползли даже разговоры о том, что Дзержинского будто бы отравили по указке Сталина, для которого яркие и амбициозные представители старой большевистской гвардии были помехой...
Впоследствии, по крайней мере, четыре государственных деятеля, указанные на закладной доске, стали жертвами сталинского «большого террора» - Алексей Иванович Рыков, Семен Семенович Лобов и Филумент Тимофеевич Колгушкин. Они были расстреляны в 1937 1938 годах.
Не уберегла судьба от репрессий и Луку Андреевича Бутылкина. В1937 году он был исключен из партии «за связь с врагами народа», затем арестован. Перед арестом он занимал пост директора Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината. В 1940 году после трех лет следствия Бутылкин был осужден на восемь лет лагерей за участие в «право-троцкистской организации» «вредительство». Срок он отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала до июня 1941 года.
В 1949 году Бутылкин был снова арестован и осужден на спецпоселение. В1955 году его реабилитировали, причем прокуратура признала, что он был осужден по сфальсифицированным материалам. Впоследствии Бутылкина даже назначили на должность директора Троицкой бумажной фабрики в городе Кондрово Калужской области...
250 раз вокруг экватора
Первая очередь Сясьского комбината - древесно- подготовительный цех, кислотно-варочный цех, сушильно-бумажный цех и ТЭС-1 - была сдана в эксплуатацию в 1928 году. 3 ноября того же года с конвейера комбината вышла первая продукция - сульфитная целлюлоза. Для ее производства на предприятии было установлено шесть варочных котлов и два пресспата немецкой фирмы «Баннинг и Зейбольдт» производительностью 100 тонн в сутки. Одновременно велось строительство второй очереди завода.
В 1932 году был открыт отбельный цех, в 1935-м - сульфитно-спиртовой завод. Во время Великой Отечественной войны Сясьский ЦБК был базой по ремонту боевой техники. Весной 1942 года на базе лесопильного завода основана Сясьская судоверфь, на которой по заданию Государственного комитета обороны строились специальные баржи для перевоза людей и грузов по Ладожскому озеру. Всего было построено 99 деревянных барж различного назначения.
Основное оборудование для производства целлюлозы было эвакуировано в тыл. Но уже в октябре 1945 года была произведена первая послевоенная варка, и страна получила от комбината первые тонны целлюлозы. Обо всем этом можно узнать в музее истории Сясьского ЦБК.
Кстати, именно на Сясьском ЦБК в 1969 году был произведен первый в СССР рулон туалетной бумаги. А сегодня комбинат выпускает свыше 600 миллионов рулончиков бумаги в год. Подсчитано, что полосой туалетной бумаги, производимой комбинатом в год. можно 250 раз обмотать Землю по экватору... 


Сергей ЕВГЕНЬЕВ.
Газета "Вести” № 63 от 12.08.2016 г.