ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Забытое былое...

Сейчас в Сясьстрое продолжается сбор средств на изготовление и установку мемориала в честь не вернувшихся с фронта в Великую Отечественную войну земляков. Благое начинание, которое нашло поддержку в сердцах большинства жителей. И всколыхнуло память.
Нашлись в городе люди, поделившиеся воспоминаниями и о тех, кто захоронен на берегу реки Сясь, в нескольких километрах от Сясьстроя, близ деревень Судемье и Подрябинье. Ныне там стоит скромный деревянный крест в память о  событиях, которые на протяжение многих десятилетий обрастали легендами и почти не были достоверно известны.

Тема погибших на барже в том самом месте устья реки Сясь, в октябре 1941 года, была исследована и местными  журналистами и даже представлена, как журналистское расследование на профессиональном конкурсе «Золотое перо» в 2008 году. Спустя 5 лет, благодаря сясьстройцам, неравнодушным к истории своего края, появились новые данные о злополучной барже «Берлинка»...
Напомню читателям: памятный крест установлен близ деревни Судемье в месте захоронения останков более ста человек, которые местные поисковики перезахоронили еще в середине девяностых. Кто эти люди, обретшие последний приют в устье древней реки? Ответ на этот вопрос окончательно стал известен лишь два года назад благодаря Санкт-Петербургской общественной организации «Мемориал», занимающейся историей политических заключенных во время Великой Отечественной войны...
Вернемся к давно минувшим событиям.  Лет двадцать назад   впервые мне пришлось беседовать с жителями деревни Сясьские Рядки, которые воочию наблюдали, как осенью 1941 года по глади еще не тронутой льдом реки вдоль деревни вдруг «поплыли» валенки и одеяла, предметы нехитрой утвари, не успевшие погрузиться на дно... Местные мальчишки, вопреки запретам взрослых, подбирали баграми эти вещи, а потом, подгоняемые любопытством, кинулись вверх по течению реки,  где и были задержаны и возвращены родителям бойцами истребитильного отряда Сясьского ЦБК. Много позже, когда уже раскрыли секретные архивы НКВД, стало известно, что на барже находились не  обычные эвакуированные из Ленинграда люди, как много лет предполагали местные жители, а заключенные, в том числе и политические... Сегодняшняя публикация — дань памяти всем, кто безвинно пострадал от политических репрессий и ответ  тем современникам, которые считают, что тему давно пора закрыть и не ворошить негативное прошлое...
8 сентября началась блокада Ленинграда. Уже через месяц его жители почувствовали как все сильнее сжимаются щупальца наступавшего голода. При этом в тюрьмах Ленинграда находились заключенные, которых тоже, пусть и скромным пайком, но  надо было кормить. Поэтому, в октябре было принято решение провести операцию по эвакуации подследственных из ленинградских тюрем в Новосибирск. Этот этап, названный позже блокадным, оказался последним для 600 человек... Именно столько  погибло в пути. Который должен был пройти через Волховстрой. Сегодня достоверно известно, что этап состоял из 2500 заключенных, из них 222 человека — подследственные и осужденные по политическим статьям, в том числе 416 женщин. Сейчас трудно предположить, кому из организаторов этапа пришла в голову мысль отправить вместе  с ним еще и военнопленных немцев. Тем не менее 141 человек, взятый в плен советским войсками, также отправили в эвакуацию.
По Ириновской железной дороге заключенные были вывезены на станцию Ладожское озеро , а затем пешей колонной выведены к пристани в деревне Морье. В Морье их погрузили в трюм грузового лихтера (озерной несамоходной баржи). Трюм с помощью двойных дощатых переборок был разделен на три отделения: для военнопленных немцев, для женщин и большое мужское отделение, куда были погружены все заключенные мужчины. В мужском отделении плотность погрузки была предельной. Предполагалось, что люди должны были там всю дорогу стоять, держа вещи в руках. Лихтер  от пристани отвел буксир. Но не успели отойти от берега, как попали под обстрел немецкой авиации. Буксир бросил лихтер с заключенными и тот шесть дней простоял в нескольких километрах от берега. Люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях, провоцировали беспорядки на лихтере. Все слабые умирали. В конце концов его отправили через Ладожское озеро и затем вверх по Волхову.  Когда в Волховстрое этап выгружали, при обыске у заключенных уголовников было изъято около 1500 ножей и заточек. Все оставшиеся в живых после 6-дневного пребывания в трюме заключенные были отправлены железной дорогой со станции Волховстрой-2 в Томск, куда этап прибыл 15 ноября в количестве 1748 человек. Военнопленные немецкие офицеры (все 141 человек) были сданы конвою в Вологде. Таким образом, по дороге пропало около 600 человек, из которых при перевозке по железной дороге погибло около 200 (документально известно, что только на этапе от Омска до Томска от истощения и упадка сердечной деятельности умерло 56 заключенных, в том числе 12 политических), тем самым, около 400 человек можно считать погибшими во время перевозки по Ладоге. После войны, в 1948 году, выяснилось, что смерть 121 человека не была оформлена должным образом, в связи с чем было начато следствие, в ходе которого  допросили начальника конвоя лейтенанта Ленивцева и других офицеров и рядовых конвоя.
В настоящее время есть две версии произошедших во время этапирования заключенных событий. Официальная версия, восходит к результатам послевоенного следствия и основана на показаниях конвоя (в составе которого было около 40% бывших уголовных заключенных). По этой версии в связи с обстрелами немецкой авиацией и недостатками снабжения водой и хлебом этапируемые заключенные на барже подняли бунт, пытаясь выйти на палубу и угрожая конвою. Начальник конвоя объяснил, что хлеб и вода в трюм подаются, а рассадить заключенных некуда (заключенные требовали выведения их на палубу). После чего конвой применил оружие (применение оружия было признано следствием правомерным) и восстановил порядок. Убито было в том числе из пулемета около 40 человек. Трупы спустили в трюм для раздевания и распределения одежды среди заключенных. В это же время в трюме происходили многочисленные убийства заключенных организованными уголовниками из-за еды и одежды. Когда трупы в трюме стали разлагаться их подавали на палубу, делали отметку в личных делах и сбрасывали в озеро. Однако после прибытия в Волховстрой в трюме  еще оставалось немалое количество трупов. Был получен приказ вывести баржу с трупами в озеро, облить горючими материалами и сжечь. Для исполнения приказа баржу передали начальнику Волховского райотдела НКВД Е.В.Шадрикову. Много лет считалось, что Шадриков выполнил  это распоряжение...
Иная картина произошедшего рисуется в воспоминаниях профессора П.В.Мелентьева, бывшего заключенного этого этапа. Он упоминает только об одном случае налета немецкой авиации, на который с баржи ответили пулеметной стрельбой. Основной проблемой первого же дня этапа он называет скученность,духоту и жестокий террор уголовников. В первый же день заключенные обратились к начальнику конвоя с просьбой о выведении на палубу на свежий воздух и более свободной рассадке. Начальник им в этом отказал, но распорядился, спустить в трюм бревна и доски, чтобы заключенные смогли сделать нары. Однако самодельные нары под тяжестью залезших на них обломились, что привело к гибели людей, помощи которым оказано не было. Уже к ночи, чтобы все заключенные не задохнулись, конвою пришлось открыть люки трюма. У люков были поставлены конвоиры с оружием, которые стреляли во всех, кто пытался хотя бы на несколько ступенек подняться по лестницам, чтобы глотнуть свежего воздуха. (так был застрелен Павел Александрович Молчанов, директор Павловской аэрологической лаборатории). Когда люки закрыли, заключенные остались во власти уголовников. А те, не исключено, что по сговору с конвоем, безнаказанно грабили заключенных и за долю награбленного получали  от конвоя хлеб и воду. Ими было убито несколько десятков человек. Остальные заключенные за шесть дней пути ни разу не получили хлеба и только один раз воду, когда однажды конвой опустил в трюм на веревке столитровый бак с водой, что привело к лишь давке для развлечения конвойных (Мелентьеву удалось напиться). Другим развлечением конвоя было мочиться на заключенных, когда они просили воды.
Мелентьев подтвердил, что попытка извлекать трупы из трюма, чтобы сбросить их в воду была сделана. Но  ею попытались воспользоваться уголовники, чтобы под видом трупа оказаться вытащенными на палубу и попытаться бежать. Конвой решил прекратить все попытки подъема трупов, оставив их гнить рядом с живыми...
А вот в отделении для немецких военнопленных стояла бочка с водой и проблем  с порядком  там не было. Через щель, проделанную в переборке, они даже меняли свою воду на папиросы. По свидетельству профессора Мелентьева,  уголовники проломили переборки, отделявшие женское отделение от основного мужского были все этапируемые женщины были ограблены, а более или менее молодые изнасилованы. Оказавшись в Волховстрое, баржа с трупами не была сожжена Е.В.Шадриковым в озере, как этого требовал приказ. Слишком много для этого требовалось дефицитного горючего, да и сожжение вовсе не гарантировало полного уничтожения останков. По распоряжению Волховского НКВД «Берлинку» отогнали в устье реки Сясь. Два дня баржа с разлагающимися трупами простояла близ Судемья, а затем оставшиеся в трюме трупы заключенных были захоронены бойцами истребительного батальона Сяського ЦБК. Командовал батальоном П.И.Зажигин, его бойцам были  выданы противогазы. Баржу затопили, руководил работами Е.В. Шандриков. С каждого бойца взяли подписку о неразглашении под угрозой расстрела.
С годами вода вымывали  из берега части скелетов, будоража память находивших эти останки местных жителей. А сама тема несколько десятилетий находилась под запретом для разглашения...
... После установки памятного креста к месту захоронения приезжают родственники погибших на барже. Побывала в Сясьстрое и дочь одного из захороненных в Судемье. Анастасия Дмитриевна Вяльцева несколько десятилетий ничего не знала о судьбе своего отца и лишь три года назад увидела в списках  погибших заключенных его фамилию. Дмитрий Вяльцев в пятидесятые годы был реабилитирован за отсутствием состава преступления, но осужден в 1941 году по доносу соседа по злополучной 58 статье... Сегодня известны имена всех, чьи останки покоятся на берегу Сяси. Среди них ВАЛЬТЕР Александр Филиппович (1892-1941),профессор, заведующий кафедрой физики и диэлектрков ЛПИ (1934-1941), член-корр АН СССР с 1938. Арестован 04.09.1941 по обвинению в измене
родине. 09.10.1941 этапирован в Новосибирск. Погиб во время этапа.
МИЛЛЕР Рувель Абрамович (1892-1941), начальник Финансового отдела ГИПХ, арестован 11.09.1941 по доносу. Погиб при этапировании, МОЛЧАНОВ Павел Александрович, директор Павловской аэрологической лаборатории, врач-гомеопат Мамиконьян и еще многие , многие другие.... До 90 лет дожил доктор технических наук, профессор ЛИИЖТа П.В.Мелентьев. Он был среди тех, кто пребывал на барже в те страшные дни. Из Сиблага освобожден в июне 1943 года после пересмотра дела.
Деревянный крест близ реки Судемье - свидетельство памяти о тех людях и событиях. С годами он ветшает, напоминая о том, что и в этом месте сясьсьтройцам надо бы позаботиться о памятном захоронении...

Материал подготовила Лариса Зингер

Автор выражает благодарность коллективу сайта «Сясьньюс» и жителям города, предоставившим сведения для подготовки статьи.