ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

Главный диспетчер

Главный диспетчерРечники Северо-Западного речного пароходства вместе с моряками Краснознаменной Ладожской военной флотилией внесли значимый вклад в оборону родного города в годы Великой Отечественной войны. 


С первых дней битвы за Ленинград и до окончательной победы СЗРП являлось фронтовым пароходством. И всё это время главным диспетчером пароходства был Леонид Георгиевич Разин — умелый, талантливый организатор, компетентный руководитель, порядочный и скромный человек.
Леонид Разин родился 18 марта 1910 года в семье офицера морской артиллерии в Кронштадте. С мая 1928 года начал свою работу в Северо-Западном речном пароходстве матросом, в 1931 году назначен начальником Ораниенбаумской пристани, затем переведен на работу в Свирские мастерские нормировщиком, в 1932 году назначен ответственным исполнителем по эксплуатации участков Свирской пристани. В 1932-33 годах учился на курсах начальников пристаней, после окончания стал начальником коммерческой части Шлюзово-речного управления Северо-Западного управления речного пути. В 1938 году переведен помощником начальника дебаркадера Озерная Ленинградского водного пути, а в 1939 году назначен заместителем старшего диспетчера Ленинградской водной пристани. Таковы ступеньки трудового пути Л.Г. Разина.
В 1932 году Леонид женился на Теодоре Чижейко, брак был счастливым, вместе они прожили всю жизнь. В 1933 году у супругов родилась дочь Галина, а в 1937 — Валентина, в 1944 году появился наследник — сын Андрей.
С 19 марта 1941 года Л.Г. Разин был утвержден главным диспетчером пароходства. Назначение оказалось верным: Разин отлично справился с порученными обязанностями в годы войны, и надо отдать должное не известным нам сотрудникам отдела кадров, не побоявшимся назначить главным диспетчером сына расстрелянного в 1919 году царского офицера. В июле 1941-го он был утвержден в должности главного диспетчера пароходства и одновременно заместителя начальника службы эксплуатации. Затем к двум совмещенным должностям было добавлено новое назначение — уполномоченного Наркомречфлота.
С первых недель войны через Ладожское озеро проводилась эвакуация стратегических грузов и населения. В августе 1941 года речники Северо-Западного речного пароходства впервые участвовали в боевых действиях советских войск. Финские части 10 августа вышли в нескольких пунктах на северо-западное побережье Ладоги, отрезав от главных сил 142-ю, 168-ю и 198-ю стрелковые дивизии. Дивизии фактически были прижаты превосходящим по численности противником к побережью, и спасти их могла только срочная эвакуация, грамотно организованная руководством пароходства и командованием Ладожской военной флотилии. За короткий срок — 10 дней — войска численностью свыше 23 тысяч человек, несколько тысяч гражданского населения, 155 орудий, 781 машина и даже 5030 лошадей были эвакуированы. Действуя под артиллерийским и минометным огнем, речники и моряки проявляли выдержку и профессиональное мастерство. Среди речников особенно отличились команды пароходов "Орел", "Морской лев", "Бриллиант". В сложных боевых условиях "Орел" совершил 11 рейсов. Сначала пароход доставлял сражающимся войскам боеприпасы и продовольствие. Обратными рейсами пароход буксировал баржи с войсками и вооружением — несмотря на полученные более 100 повреждений от осколков снарядов и бомб, судно оставалось на плаву, и все задания команда во главе с капитаном Иваном Дмитриевичем Ерофеевым выполнила.
К сентябрю судовой состав пароходства значительно сократился, часть судов была передана в ведение Военно-Морского флота. Суда, ушедшие на восток с эвакогрузами и населением, вернуть из-за блокады было невозможно. В результате на начало блокады (по сведениям из отчета о проведении военно-морских перевозок по Ладожскому озеру за период с 11 сентября по 29 ноября 1941 года, хранящимся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга) пароходство имело следующий состав флота: озёрных буксиров 5 ("Морской лев", "Орел", "Никулясы", "Буй", "Войма"), речных буксиров около 60, озерных барж 29, речных барж — около 100 единиц. В отчете написано, что по своему состоянию флот, в особенности несамоходный (деревянные озерные баржи) в условиях озерного плавания был не вполне доброкачественный, использовалось всё, что к тому времени осталось на озере. Так из 29 непаровых судов озерного плавания в хорошем состоянии было только 7 единиц. Многие суда, в большинстве своем сухопутные берлины, могли быть использованы лишь при сравнительно тихой погоде, то есть при состоянии озера не свыше 3-4 баллов. Поэтому часто приходилось отправлять суда в плавание с риском, ожидание тихой погоды приводило к срыву перевозок. В результате данной вынужденной ситуации часть судов погибла во время штормов.
12 сентября 1941 года пароход "Орел" первым доставил две баржи с зерном и мукой к берегу Осиновца. На барже №1214 находилась рожь насыпью, на барже №6207 мука и рожь в мешках, всего 626 тонн зерна и 166 тонн муки. Но самое главное заключалось в том, что был проложен маршрут. Регулярное движение по данному направлению открылось 14 сентября 1941 года. Для работы на линии закреплялись буксиры и пароходы "Орел", "Буй", "Морской лев", "Никулясы", 26 барж пароходства и 5 кораблей конвоя Ладожской флотилии. Контроль над работой служб обеспечения новой трассы был возложен на Л.Г. Разина.
Бухты Осиновец, Гольцмана, Морье, река Волхов, пристани Новой Ладоги и Гостинополья не были оборудованы для погрузо-разгрузочных работ. Это сильно задерживало отправку грузов в Ленинград, и пришлось срочно строить причальный фронт, вести дноуглубительные работы, расчистку фарватера, создавать сеть навигационных ориентиров. В эту важную и сложнейшую работу внес свой вклад и главный диспетчер пароходства Леонид Георгиевич Разин.
Командующим Ладожской военной флотилией 9 октября 1941 года был назначен капитан 1-го ранга Виктор Сергеевич Чероков, который, по единому мнению ветеранов водной трассы Дороги жизни, за очень короткие сроки создал четкую систему взаимодействия моряков и речников. В отчете о проведении перевозок за период с 11 сентября по 29 ноября 1941 года приведены следующие данные по доставке грузов в осажденный город: мука — 22821 тонна, продовольственные грузы — 15843 тонны, горючее -10259 тонн. Грузы были доставлены несмотря на ожесточенные бомбежки противника, шторма, людские потери и гибель судов. Но самое главное, был накоплен бесценный опыт для проведения последующих навигаций.
В 1942 году был построен Кобоно- Кареджский порт, перестроен и расширен порт Осиновец, на базе эвакуированного Сясьского целлюлозно-бумажного комбината начала работать Сясьская судоверфь, на которой в навигацию 1942 года было построено 30 плановых и одна сверхплановая баржа, при этом снижена себестоимость каждой баржи на 50 тысяч рублей. Ленинградские судостроители построили 118 тендеров, изготовили детали судового набора и гнутые листы наружной обшивки барж, которые строились на верфи в бухте Гольцмана. Вместо плановых 10 стальных барж построили 13, вместо проектных 600 тонн баржи принимали в трюмы фактически 1000 тонн. На судах пароходства и кораблях флотилии был выполнен большой объем ремонтных работ, все они были готовы к новой навигации. Приказом В.С. Черокова весь флот был расписан по отдельным линиям и портам. Государственный Комитет Обороны поставил задачу ежесуточно отправлять на западный берег 4200 тонн грузов, а в обратном направлении перевозить 1000 тонн грузов и 3000 человек. В июле удалось добиться резкого роста перевозок — среднесуточное отправление составило 6000 тонн, в дальнейшем перевозки достигли 7000 тонн. Леонид Александрович Иванов, капитан рейда, после войны вспоминал, что в самые напряженные дни навигации 1942 года, в июне-июле, ежесуточно через рейды Осиновецкого порта проходило до 150 различных судов. Много сил, труда, сердечной заботы и теплоты отдали ладожские речники и моряки эвакуируемому населению, особенно детям. Они делали все возможное для того, чтобы люди могли физически выдержать переход через Ладожское озеро.
В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга хранятся также документы по перевозкам в 1942-44 годах. В справке о перевозке и флоте Северо-Западного речного пароходства на Ладожском озере в 1942 году приведены следующие сведения (по данным на 19 ноября): отправлено на Ленинград 243819 человек, грузов 693426 тонн, отправлено из Ленинграда 508585 человек, грузов 285173 тонн. Движением флота на Ладоге четко и оперативно руководили главный диспетчер Л.Г. Разин, диспетчеры центральной службы Н.И. Минаев, К.Г. Веденькина, Л.И. Шипова, а также диспетчеры портов и пристаней.
В наградном листе к награждению орденом Красной Звезды дано краткое изложение заслуг главного диспетчера пароходства: "Тов. Разин работает на должности главного диспетчера СЗУРПа по перевозкам продгрузов и боезапаса для Ленинграда и Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского Флота с момента блокады г. Ленинграда немецко-фашистскими полчищами. Начиная с сентября 1941г., тов. Разин работал в труднейших условиях: отсутствие тоннажа, вражеские бомбардировки, шторма, ледовые условия, тяжелое положение с тягой и т.д. Выполнял все боевые задания командования. В навигацию 1942 года при наличии вновь организованных портов сумел быстро, четко и бесперебойно наладить движение несамоходных и самоходных судов, бесперебойную подачу под грузы и своевременную их отправку. Благодаря своей настойчивости, инициативе и организационным способностям, знанию театра Ладожского озера и умелым руководством подчиненного ему аппарата тов. Разин и в навигацию 1942 года своей работой показал преданность нашей Родине — ненависть к немецкому фашизму".
В навигацию 1943 года перевозки, как и в 1942 году, продолжались непрерывно. В сентябре 1944 года Л.Г. Разин был перемещен на должность начальника службы движения и главного диспетчера пароходства, в этой должности он встретил Победу. В годы войны Леонид Георгиевич был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны второй степени, медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".
Супруга нашего героя, Теодора Викентьевна Разина, в годы войны работала в Ленинградском речном порту диспетчером (сентябрь 1941 — декабрь 1943 г.г.). В 1944 году она — оператор Кировского портового района, заведующий Причальным складом 2-го участка Калашниковского портового района. С февраля 1945 переведена помощником диспетчера по тоннажу.
В сентябре 1947 года Л.Г. Разин назначен главным диспетчером службы эксплуатации, в январе 1950 он стал главным диспетчером Ленинградского речного порта. Трудовая послевоенная деятельность Леонида Георгиевича была направленана развитие флота, пароходства и его предприятий. За долголетнею и безупречную работу он был награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, грамотами Министерства речного флота РСФСР, грамотами исполкомитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. Последние годы, до выхода на пенсию в 1970 году, он трудился в должности заместителя директора Ленинградской РЭБ флота. Супруга его, также всю жизнь проработавшая в речном флоте, вышла на пенсию в 1963 году в должности оператора центральной диспетчерской порта. Леонид Георгиевич Разин скончался в1976 году, похоронен на Ново-Волковском кладбище. Теодора Викентьевна ушла из жизни в 1986 году, упокоена вместе с мужем.
Дочь Галина и сын Андрей окончили Ленинградский институт инженеров водного транспорта, Валентина — Ленинградский электро-технический институт. Галина Леонидовна трудилась в Дальневосточном и Балтийском морских пароходствах, Валентина Леонидовна всю жизнь проработала в КБ "Арсенал", ей присвоено звание "Почетный арсеналец". Андрей Леонидович Разин — один из создателей и первый начальник учебно-тренажерного центра Северо-Западного пароходства, созданного на базе учебно-тренажерного судна "Учебный-1", Почетный работник транспорта России, награжден орденом "Знак Почета".
О военных годах на Дороге жизни Леонид Георгиевич оставил свои воспоминания, опубликованные в сборнике "Ладога родная", изданном Лениздатом в 1969 году. В память о главном диспетчере Ладоги, речнике, внесшем значительный вклад в боевую и трудовую деятельность водной трассы Дороги жизни, было бы справедливо назвать речное судно его именем, например, "Леонид Разин" или "Диспетчер Разин".

С. Морозов
главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга