ppg2016

. :
    vk ok fb tw gplus tel yt rss

На пути к еще одной победе над Сбербанком

27.04.2017 | 12:22

С начала года к Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области систематически поступают жалобы граждан на действия работников отделений Сбербанка на территории региона.

На этот раз речь идет об отказах сотрудников кредитной организации в осуществлении операций по проведению платежа в бюджетную систему Российской Федерации (уплата государственной пошлины при обращении в суд) в связи с отсутствием у граждан ИНН (индивидуального номера налогоплательщика) или УИН (уникального идентификатора начисления).

Фактически людей лишают конституционного права на защиту своих прав в суде. Таким отказом грубо нарушаются права и налогоплательщиков, которые приходят в банк, чтобы пополнить государственную казну.

Однако Минфин РФ, который является регулятором банковской деятельности в стране, в своем Приказе от 12.11.2013 №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» предусмотрел такие ситуации, и указал: если у гражданина нет ИНН и УИН, то не все безнадежно. Можно показать, например, свой СНИЛС, военный билет, паспорт моряка, водительское удостоверение и иные документы. Самое же простое – это паспорт гражданина РФ с регистрацией по месту жительства.

Но для Сбербанка окончание этого предложения то ли мелким шрифтом оказалось написано, то ли читать фразу до конца недосуг, а потому традиционная и безапелляционная категоричность, как в ситуации с требованием всегда снимать защитные обложки с паспортов (в 2016 году Уполномоченный добился отмены этого требования) – без ИНН даже к окошку не подходи. И когда количество подобных обращений к Уполномоченному достигло той критической отметки, которая позволила говорить о массовом нарушении прав граждан, Сергей Шабанов обратился к директору Головного отделения по Ленинградской области Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Андрею Свердлову с очередным «трудным» для кредитной организации вопросом: «Прошу объяснить, почему банк попирает конституционные права граждан?».

Спустя месяц был получен вежливый ответ, в котором руководство банка сослалось на некие разъяснения ФНС России: «Если на платежном документе плательщика по уплате государственной пошлины за обращение в суд одновременно отсутствует и ИНН, и УИН плательщика, то Банк, согласно требований Приказа Минфина №170н, не вправе принять такой платеж. В обязательном порядке должен быть указан хотя бы один из указанных идентификаторов».

Но Уполномоченный не может прекратить защищать права граждан, если они не восстановлены и продолжают нарушаться, и немедленно направил свое обращение главе Минфина Антону Силуанову с просьбой сообщить позицию органа исполнительной власти по следующему вопросу – является ли препятствием для кредитной организации при проведении платежа в бюджетную систему РФ отсутствие у плательщика идентификационного номера налогоплательщика.

Минфин ответил быстро, обстоятельно, на трех листах, разложив «по полочкам» всю информацию о существующих приказах и инструкциях, регулирующих данный вопрос. А в конце письма – вывод: «Отказ банка является неправомерным».

Копия этого ответа направлена председателю Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктору Вентимилла Алонсо, с просьбой незамедлительно принять меры по прекращению длящегося нарушения прав граждан на беспрепятственную защиту своих прав в суде и уплату налогов государству. И, конечно, вопросом, – когда они будут приняты.

Трудно сказать, сколько потребуется времени Сбербанку для исправления ситуации. Но, если этого не случилось до сих пор и не случится по истечении 30 дней, данных законом на ответ, – то, последовательно исполняя возложенные на него задачи, Уполномоченный вынужден будет обратиться в главный надзорный орган – прокуратуру.