Разместить рекламу на сайте SyasNews со скидкой!

�� � ���. �����:
    vkokfbtwgplustelytrss

Семейная биография: профессии верны

Семейная биография: профессии верныБолее 500 лет составляет общий трудовой стаж на железнодорожном транспорте династии волховчан Шабаловых. Сегодня уже пятое поколение семьи продолжает дело, начатое ее основателем — путевым рабочим Петром Алексеевичем Шабаловым. Его сын Сергей Шабалов пошел дальше отца, он прошел путь от кочегара до машиниста Волховстроевского локомотивного депо. Стаж С.П. Шабалова в этой отрасли тридцать лет! Семейное дело продолжили сыновья, а теперь уже внуки-правнуки…


Музей истории локомотивного депо Волховстрой открылся всего год назад. За это время он стал популярен не только среди тружеников железнодорожного транспорта, но и у населения города. Об этом свидетельствуют ежедневные экскурсии, которые эмоционально и доходчиво, учитывая возрастную категорию слушателей, проводит Людмила Павловна Королева — создатель и руководитель музея. Сюда приходят группами, поодиночке и семьями — ведь здесь история предприятия и людей, которые работали, создавали и берегли традиции, где продолжают дело отцов сыновья. В музейной экспозиции "Железнодорожные династии" нашла свое почетное место в том числе и семья Шабаловых. А совсем недавно здесь, в музее, состоялась встреча целой династии железнодорожников Шабаловых. Члены семьи трудились и продолжают трудиться в разных структурах этой отрасли. Сестры Оксана и Вера Шабаловы, внучки Сергея Петровича, решили создать семейное древо, родни оказалось полсотни, а подсчитали трудовой стаж работающих на железной дороге, получилась внушительная цифра — более 500 лет. Только в этой отрасли! Кстати, они тоже трудятся в этой отрасли: Вера в бухгалтерии, Оксана — профсоюзный лидер. Другую сферу своей деятельности они и не смогли бы выбрать, так как потомственные железнодорожники и очень гордятся этим. Их отец Борис Сергеевич сначала работал машинистом паровоза, затем помощником машиниста тепловоза, а мама Надежда Ивановна начинала дежурной стрелочного поста, а затем была техником-расшифровщиком локомотивного депо.
В 30-е годы в стране шло большое строительство. Сергей Петрович Шабалов родом из деревни Телжево, что недалеко от Волхова. Молодого деревенского парня тянуло к настоящей работе. Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат — одна из крупнейших строек того времени — находился неподалеку, и Сергей Шабалов едет на стройку. Работает сначала электриком, а затем идет учиться на курсы машинистов паровоза. Так началась его железнодорожная биография. Маленький паровозик-трудяга, который в народе называли ласково "кукушкой" за его посвистывание под стать кукушке, выполнял нужную работу: вывозил древесину с лесосек, торф с болотных карт. Но Сергея тянуло на большее — ведь рядом был Волховстрой, где тоже шло и строительство и была железная дорога, но размах больше. Тяга к новому помогала преодолевать трудности, характер у Шабалова уже тогда был сильный. Свою работу на Волховстрое он начал с кочегара паровоза. После поездок уставал, но и в мыслях не было бросать начатое дело.
Мудрые люди говорят, что дерево корнями держится, а человек семьей. Сергей обзавелся семьей: взял в жены девушку Марию из своей же деревни. Вскоре, как и положено, один за другим появились детки. Не много и не мало, а четверо сыновей и три дочки. Мария Семеновна воспитывала детей, занималась домашним хозяйством. Сергей Петрович крепко и навсегда связал свою судьбу с железной дорогой.
Мирную жизнь семьи, в которой было уже три сына и ждали девочку, прервала война. В годы войны Волхов был тот же фронт: работали под бомбежками и обстрелами. Жизнь железнодорожного узла в тот период — это одна из ярких страниц его истории. Передовая линия фронта проходила в нескольких километрах от деповских цехов и железнодорожного узла, который нещадно обстреливали, но сломить дух волховстроевских железнодорожников, которые вместе с бойцами Красной армии делали одно общее дело — защищали свою Родину — враг не смог. В паровозном депо прошли митинги под девизом: "Все силы на защиту Родины!" "Честным трудом поможем Красной армии", — говорили рабочие, среди которых был и Сергей Петрович Шабалов. Всю войну он водил поезда.
В семье вспоминают такой случай. Осенью 1941 года С. Шабалов уезжал из Волхова в Тихвин, имея специальное задание. К месту назначения состав он привел, но обратный путь оказался отрезанным. А вот переезд у выходных стрелок еще не был занят врагом, и машинист успел вывести состав из Тихвина. А что дальше? Маршрутный лист выдан только до Тихвина, но назад пути нет, значит, только вперед. В Вологде в управлении дороги получил распоряжение отогнать паровоз на станцию Буй, поставить на промывочный ремонт и — в запас. Одиннадцать суток Шабалов не оставлял свой паровоз и только в Буе, уходя на отдых, оставил машину. А утром ее не оказалось на месте, испугался: что случилось? Оказывается, паровоз ушел с военным составом, а машинисту Шабалову следовало тоже срочно в поездку. Так неожиданно незнакомые маршруты стали новым местом работы. Поезда обслуживали фронт, возили оружие, продовольствие, срочно перебрасывали воинские части. При первой появившейся возможности Шабалов был переведен в Волховстрой.
А Мария Семеновна в это время пережила страшную весть. Кто-то из односельчан сказал, что Сергей Петрович в Тихвине погиб… Каково было ей с тремя детьми на руках и в ожидании четвертого! Но, как говорится, слава Богу, муж вернулся цел и невредим.
Обстановка на железной дороге была напряженной, бомбежки не прекращались. Волховстроевские железнодорожники трудились без устали, приводили составы и, не заходя домой, шли восстанавливать разбитые бомбами пути, отправлять раненых, заменяли на посту погибших товарищей. Все как на фронте: не знали отдыха, забывали о сне.
Война закончилась. Надо было жить, детей растить. В Волхове дали сначала комнату, позднее квартиру. Три десятилетия водил Шабалов поезда. Как-то однажды он подсчитал, что провел добрых десять тысяч поездов — пассажирских, грузовых. Сергей Петрович принимал активное участие и в общественной жизни. И как человека неравнодушного, его дважды избирали депутатом городского Совета.
В семейном архиве бережно хранятся документы, рассказывающие о трудовом и жизненном пути Шабаловых. Сергей Петрович награжден медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "За трудовое отличие", "За трудовую доблесть", и другими. В трудовой книжке множество поощрений за добросовестную и безаварийную работу. Родная половинка Сергея Петровича, Мария Семеновна, под стать мужу. За достойное воспитание семерых детей награждена двумя "Медалями материнства" и орденом "Материнская слава" 3 степени.
Время пришло, и вылетели из родительского гнезда дети. Кем быть, вопрос решался сам собой: конечно, железнодорожниками. Трое сыновей пошли по стопам отца — стали машинистами. Первым пришел в депо работать Анатолий, затем Александр и Борис. Жены Анатолия и Александра тоже работали на железной дороги. Дочь Лидия после окончания железнодорожного техникума стала работать дежурной по станции, а позднее поездным диспетчером в Волховстроевском отделении. Мужем Лидии стал тоже железнодорожник — машинист. Галина работала на железной дороге, тоже вышла замуж за железнодорожника, две ее дочери работают на железной дороге и мужья их тоже. Так пополнялась и продолжает пополняться династия Шабаловых. Когда-то маленький внук Иван говорил: "Буду тепловозником". И, конечно же, стал машинистом уже в пятом поколении семейной династии.
Семья добрым словом вспоминает родительский дом, а для молодого поколения дом бабушки с дедушкой — уютную квартиру на улице Некрасова, что на въезде в город. В семье долгое время жила и мама Сергея Петровича — Елена Власьевна, которую ласково называли старшим инспектором. Здесь любили собираться и в будни и в праздники. В большой семье железнодорожников, конечно, в первую очередь разговоры о работе: поделиться профессиональными секретами, обменяться новостями. А уж как в семье любили и любят песни, есть свой гармонист Иван Сергеевич… Если бы создать семейный ансамбль, наверно, был бы один из лучших в Волхове.
В этой династии есть еще одно общее увлечение, которое также перешло от старших, от Сергея Петровича и Марии Семеновны — это любовь к земле. Сергей Петрович и в пенсионном возрасте не мог находиться без дела. Вокруг дома был пустырь, который Шабалов превратил в цветущий оазис, обработав землю и посадив акацию, вишню, сирень… И себе хорошо, и людям радость. Шабаловы уже давно не живут в этом доме, а сад, заложенный ветераном, напоминает о его создателе. Эта черта характера Сергея Петровича передалась и всем детям-внукам. Сегодня каждая их семья имеет садовый участок, на котором с увлечением трудятся все от мала до велика и радуются результатам своего труда.
Есть в этой династии еще одна добрая традиция — собираться вместе. Если раньше собирались в родительском доме Сергея Петровича и Марии Семеновны, то сейчас "место встречи" — у Лидии Сергеевны. Так и говорят: "Куда пойдем, а пойдем к тете Лиде!" Если у кого-то радость, то это радость для всех. Если неприятность — преодолеть помогут всей большой семьей. Если нужно помочь с ремонтом, то только клич бросишь — помощники сразу найдутся. И так во всем. Для Шабаловых семья — это и тепло, и единство, и взаимопомощь
В разное время в газетах "Волховские огни", "Ленинградская правда", "Гудок" рассказывали о тружениках-железнодорожниках Шабаловых. Однажды выбрав профессию, связанную с повышенной ответственностью, все Шабаловы остаются ей верными. Они говорят: "Железная дорога — это наша жизнь. Мы ответственны за то, что именно мы продолжаем дело наших предков". 

Т. Петрова