ppg2016

�� � ���. �����:
    vkokfbtwgplustelytrss

Как дело наше отзовется

Как дело наше отзоветсяГерой нашего рассказа, Николай Александрович Ванюшов, родом из деревни Самушкино. 
Из рода Ванюшовых. 


Однажды на одном из праздничных мероприятий в деревне Самушкино я услышала от молодого человека, Сергея Ванюшова, такие слова: "Деревню создал Бог, а город - дьявол, так сказано в Писании…". И продолжил: "В деревне все по-другому. Народ искренний. Здесь есть возможность отдохнуть душой и поразмышлять о жизни". Поневоле задумаешься в истинности этих слов…
Герой нашего рассказа, Николай Александрович Ванюшов, как и еще восемь его сестер и братьев, родом из деревни Самушкино. Мать семейства Татьяна Григорьевна была удостоена высокого почетного звания "Мать-героиня", отец Александр Михайлович - защитник Родины в Финскую и Великую Отечественную войну. В мирное время, с1952 по 1970 год, он возглавлял местный сельский Совет. Мама - крестьянка, православная христианка, отец - коммунист. Под одной семейной крышей существовали два разных мировоззрения, но какой же житейской мудростью обладала женщина, сумевшая держать семью, вести хозяйство, пользоваться авторитетом у сельчан.Татьяну Григорьевну и Александра Михайловича и в настоящее время вспоминают добрым словом - такую память у земляков оставило по себе старшее поколение Ванюшовых.
Дети выросли под стать родителям. Николай Александрович в семье младший. Окончив сельскую школу, подался в Северную столицу за знаниями, поступил в сельскохозяйственный институт. После окончания вуза занимал руководящие должности в государственных структурах, отслужил в армии. Человек работящий, имеющий незаурядные способности, глубокие знания, профессиональный и жизненный опыт. В 1992 году создал в Санкт-Петербурге свое предприятие, которое и возглавляет по сей день. Но привязанность к своей малой родине, боль за ее проблемы всегда оставалась в душе, ведь все младые годы прошли в деревне.
В памяти сохранились когда-то бывшие здесь храмы - непременная часть действительности и когда-то первая необходимость в повседневной деревенской жизни: изначально храмы были местом объединения людей, центром духовной и культурной жизни, и многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных именно в церкви. А если обратиться к историческим архивам, касающимся данных мест, то сохранился целый комплекс документов XVI-XVIIвеков, в которых отмечены деревни как исчезнувшие, так и существующие по сей день, в частности, деревня Самушкино. Древнейшая грамота датируется 1517 годом. Писцовой книгой 1582 года отмечены здесь две деревянные церкви - Рождества Богородицы и Святителя Николая. В 1770-1771 годах рядом возвели теплую деревянную церковь во имя Сретения Господня. Но уже 20 лет спустя она сгорела. Ее возобновили в 1837-1838 годах как двухпрестольную. Архитектурный ансамбль Вороновского погоста сформировался окончательно со строительством каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это не было связано с обветшанием прежней, а демонстрировало достаток жителей окрестных деревень, обслуживавших проложенные в этих местах ладожские каналы и почтовый Архангелогородский тракт. С 1937 года она перестала действовать, в 1940 году была закрыта окончательно, а в 1946 году храм взорвали для использования кирпича для послевоенного восстановления объектов. Вороновский погост опустел…
Большое дело начинается с малого
У матери Николая Александровича была мечта о возрождении храма. В 1997 году Ванюшов у себя в петербургской квартире в сделал макет деревянной самушкинскойцеркви по сохранившейся в семейном архиве старой фотографии, показал его маме, азатем установил на кладбище Вороновского погоста, где похоронены многочисленные предкиВанюшовых. Реакция одобрения местных жителей его воодушевила на новые дела. Старшее поколение вспоминало стоявшие прежде здесь храмы. Стало ясно, что надо строить большую церковь. Мечта матери стала и мечтой Николая Александровича. Мама умерла на 93-м году жизни, благословив сына на строительство храма. Получил Ванюшов и благословение Санкт-Петербургской епархии на богоугодное дело - возведение храма Сретения Господня. Осуществить задуманное удалось не сразу. К строительству смогли приступить только в 2008 году. Заново выстроенный храм по своему архитектурному решению не повторяет ни одну из находившихся ранее на Вороновском погосте церквей - его силуэт напоминает горящую свечу, пламя которой тянется к небу. Этот проект церкви, созданный архитекторами Б.Г. Костыговым и С.И. Крюковым, был одобрен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром и экспертами Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
В 2011 году храм Сретения Господня был вновь освящен Благочинным Ладожского округа протоиереем Павлом Феером и настоятель церкви игумен Антоний (Кузнецов) совершил в нем первое богослужение - Божественную литургию, ознаменовав уже третье по счету рождение церкви. И с тех пор местные жители и гости имеют возможность любоваться воздвигнутым храмом, от красоты которого трудно оторвать взгляд, и участвовать в молебнах, которые совершает настоятель храма отец Антоний.
Говорят: "Лиха беда - начало". В жизни случайные встречи не являются случайными, они кем-то и как-то предопределены. Так и в жизни Ванюшова. Судьба свела его с С.Л. Кузьминым - старшим научным сотрудником НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, который возглавлял экспедицию, исследовавшую сохранившиеся в этих местах курганные группы. Профессиональными раскопками впервые в XIX веке занимались финский фольклорист, археолог и этнограф Даниэль Европеус и русский археолог, военный историк Н.Е. Бранденбург. Интереснейшие факты, касающиеся прошлых и современных археологических находок, показывают, сколько еще тайн и забытых событий хранит в себе русская земля. Одним из таких исторических "провалов" является победа ладожан и новгородцев над шведским войском, одержанная в битве 1164 года недалеко от того места, где позднее возникла деревня Самушкино. В этой битве шведы потеряли 43 корабля из 55. Сражение на реке Вороной стало своеобразным испытанием не только боевых знаний и опыта, но и моральных качеств ладожан и новгородцев. В момент опасности прежние взаимные обиды были отодвинуты на второй план, что и способствовало героической победе. В следующий раз шведы отважатся вторгнуться в русские пределы только 76 лет спустя, в 1240 году, когда молодой Александр Ярославич одержит над ними победу в Невской битве. Война 1164 года стала первым вооруженным столкновением в борьбе за берега Балтики между Новгородом, а затем Московской Русью и Российской империейи Швецией. Вероятно, вскоре после описанных событий в районе, где произошло сражение, появился "погост на Вороной".
Упорное противостояние русских и шведов будет длиться несколько столетий и закончится лишь в начале XIX века. Именно оно приведет к рождению Санкт-Петербурга в 1703 году. И важно не забывать об этой победе и ее героях, тем более что происходили события на нашей родной земле.
В попытке увязать воедино историю сражения на реке Вороной, восстановление храмового строительства и археологических изысканий и родился проект созданияисторико-культурного комплекса близ деревни Самушкино. Это своеобразный акт восстановления исторической справедливости, возвращения из глубины веков памяти о ратном подвиге новгородцев и ладожан.Проект восторженно приняло местное население, со временем у Ванюшова появились единомышленники. Поддержка проекта со стороны церкви, профессионального сообщества и общественных организаций говорит о том, что идея историко-культурного комплекса востребована временем и её реализация способна повлиять на судьбу всего района, улучшить условия жизни населения благодаря культурно-просветительской деятельности, формированию благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения, развитию туризма и созданию новых рабочих мест.Инициаторы проекта, в котором главным действующим лицом является Николай Александрович Ванюшов, подняли одну из важнейших проблем: как сохранить традиционную культуру в условиях вымирания русской деревни.Исторические знания оживили народную память, они вдохновляют на новые свершения и показывают, что без прошлого не может быть настоящего и уж тем более будущего.
За полтора десятилетия с момента зарождения идеи по восстановлению храма инициаторами проекта создана основа историко-культурного центра "Воронега".Но многое еще предстоит сделать.Только заинтересованность и совместная деятельность общественности и всех уровней власти позволит реализовать данный проект. Деятельность центра важна для местного населения, которое активно участвует в праздничных мероприятиях - это праздники "Слава русскому оружию", "День семьи, любви и верности", "Яблочный спас". Н.А. Ванюшов благодарен постоянной группе поддержки во всех начинаниях: Т.Бачуриной, С. Ефремовой, Н. Пашковой, А.Аксеновой, Л.Малышевой, А. Таракановой, Н.Кирьяновой, В.Жуковой, В. Захаренкову, В. Ильину. Гордится Николай Александрович помощью местных мастеров в оформлении храма - это кузнец Алексей Кожин и резчик Анатолий Фишин из посёлка Паши, иконописцы Татьяна Кожина и Людмила Соколова.
Важна поддержка и понимание со стороны семьи, ведь семейный бюджет приходится урезать. Но сын Сергей говорит: "Я благодарен отцу за то дело, которое он делает, за то, как он объединяет людей. Это на пользу не только нашей семье, но и всем".Дорогого стоит и взаимопонимание со всеми структурами власти, например, глава местной администрации В.В. Ибадова, как говорится, всегда держит руку на пульсе событий.
Культурно-исторический центр имеет все шансы стать привлекательным объектом туризма. Его удачное расположение вблизи Мурманского шоссе, которое ведет из Санкт-Петербурга к историческим местам и святыням Русского Севера, этому явно благоприятствует.
На научной конференции в 2014 году, посвященной 850-летию героической обороны Ладоги и победе на реке Вороной, было решено "считать историческое и археологическое наследие Волховской земли одним из важных слагаемых историко-культурного наследия Северо-Западного региона, свидетельством ее культурного богатства и глубины национальной исторической памяти". Также было отмечено, что мало изучить объекты историко-культурного наследия - надо сделать их знаковыми и узнаваемыми; при должной организации они могут превратиться в золотой поток для бюджетов больших и малых фирм туриндустрии, а вместе с ними муниципальных и региональных бюджетов.
Скажите, много ли вы знаете о своих предках, скажем, четвертого, пятого колена? А ведь это заставляет задуматься о своем месте в истории, в жизни своего рода. Николай Александрович Ванюшов "раскопал" родословную семьи до 6-7 поколения! Первое семейное захоронение на местном погосте датируется 1876 годом. В частности, один из родственников, Василий Матвеевич Ванюшов, входил в церковную десятку и был расстрелян в 1937 году, а в 1962 - реабилитирован. И много еще других интересных семейных документов, позволяющих узнать, кто мы такие, какого роду-племени, нашел неугомонный Ванюшов.Сам факт, что мы живем на земле предков, которые более восьми с половиной веков назад героически отстаивали независимость своей родины от врагов, заслуживает того, чтобы гордиться этим. Не это ли и есть настоящий патриотизм и любовь к своей Отчизне? Разве можно остаться равнодушным к великим историческим событиям? Ведь это были наши предки - возможно, мы унаследовали их черты, качества характера. Мы - наследники их великих дел. В планах у организаторов проекта поставить памятник героям битвы 1164 года, создать музей, сделать проект народным достоянием, привлекающим сюда людей.
Время быстротечно, как вода. Что мы оставим после себя, какой след в жизни? Скажут ли нам спасибо последующие поколения за полученное наследство? Давайте окажем посильную помощь развитию комплекса - кто и чем может, словом и делом. Патриотизм - он в конкретных делах, как у Ванюшова и его команды.