ppg2016

. :
    vk ok fb tw gplus tel yt rss

Призвание Рюрика на Русь

14.03.2017 | 14:37

9 марта в библиотеке-филиале № 4 КИЦ им. А.С. Пушкина прошёл краеведческий час «Призвание Рюрика на Русь».

Вместе с библиотекарем ученики 4-б класса школы № 5 пытались разобраться в непростых вопросах: «Откуда есть пошла Земля русская», «Кто такой Рюрик». Пожалуй, нет в истории России других событий, которые вызывали бы столь ожесточенные споры сотен ученых и волновали каждого гражданина отечества.

Согласно «норманской теории», Волховская Русь до прихода викингов с Рюриком жила «зверинским образом». Но как это возможно, если сами же древние скандинавы называли Русь Гардарикой – страной городов? Действительно в XI-XIII веках на торговом пути «из варяг в греки» по берегам реки Волхов через каждые 7-10 верст стояли укрепленные городки. Знакомясь в норманской теорией, ребята уточнили, что означают слова «викинг», «норманны», «варяги».

В противовес «норманистам» патриотически настроенные отечественные ученые пытались вовсе отрицать само присутствие варягов на Руси и их участие в создании древнерусской государственности. Но и это не так. До прихода Рюрика на Русь у ильменских славян, которые доминировали среди местных финно-угорских племен, уже существовала династия в девять поколений предков.

Сын князя Буревоя, потерявшего в упорной борьбе со скандинавами Приладожье лет на двадцать, князь Гостомысл вернул отеческие земли, но потерял всех четырех сыновей. Не имея наследника, так печалился, что увидел вещий сон, как из живота его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, ветви которого покрыли всю славянскую землю и протянулись за ее пределы (род Рюриковичей правил Россией на протяжении семи веков, приумножая е земли). Волхвы растолковали сон: сын Умилы Рюрик – внук Гостомысла − должен стать славянским князем, чтобы скрепить мир славян и варягов. Перед смертью Гостомысл объявил Рюрика своим наследником перед старейшинами племен Приладожья, но завет его был выполнен не сразу, так как каждому роду хотелось своей воли и верховенства над другими.

Торговая Ладога, теряющая богатства от местных усобиц, могла сыграть ключевую роль в дальнейших событиях. Только Ладога могла на свои деньги нанять князя с дружиной, чтобы правил среди своих «по закону и справедливости», защищал от внешних врагов. Старейшины племен решали, кого пригласить. Сына старшей дочери Гостомысла, выданной за князя неславянского происхождения, чуждого вере и обычаям, – невозможно. Решили звать Рюрика, потомка легендарного славянского князя.

Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!
Мы Вам отсыпем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
Варягам стало жутко,
Но думают: «Что ж тут?
Попытка ведь не шутка –
Пойдем, коли зовут!»

(А. К. Толстой)

Рюрик пришел в Ладогу, которая процветала до него уже лет 200-300, а не сам ее построил, как считают «норманисты». Деревянная крепость – замок Рюрика – уже «его ждала». «Сидел он в Ладоге» два года, усмиряя усобицы. Не всем это нравилось. Вадим Храбрый, сын старшей дочери Гостомысла, сам хотел править. Рюрик предложил поединок чести, видимо, не хотел проливать лишней крови, но, как повествует летопись, ему пришлось «убить некого храбра… именем Вадима и иных многих… советников его».

Затем Рюрик, оставив в Ладоге воеводу и родича своего – Олега, – пошел в район смуты, к озеру Ильмень, подчиняя племена, живущие в бассейне реки Волхов. Основал там «Рюриково городище», под защитой которого стал разрастаться новый город – Новгород, новая резиденция князя, вскоре затмившая своим богатством и величием Ладогу, первую столицу Руси. Так начиналась история Руси Новгородской. Усмиряя междоусобицы, подчиняя окрестные народы, отражая нападки внешних врагов, князь Рюрик создал в третьей четверти IX века целую северную державу, которую крепко держал в руках 17 лет. Конечно, происходила быстрая славянизация пришедших с Рюриком скандинавов: уже внук Рюрика имеет славянское имя – Святослав, а правнук – Владимир. Правда, в одном Рюрику не повезло – не сохранилось в памяти народа место его захоронения. Школьники, затаив дыхание, слушали ладожскую легенду о «золотом гробе» Рюрика, захороненном в пещере, и мистическую быль от ясновидящего, записанную местным краеведом Юрием Сяковым, автором книги «Тайны Старой Ладоги».

В 2008 году археологическая экспедиция профессора Анатолия Кирпичникова нашла на Земляном городище Старой Ладоги глиняную литейную форму с изображением геральдического знака Рюриковичей, а за год до этого события был создан герб современного села Старая Ладога. Оказалось, что на обоих изображен пикирующий «в столб» сокол, прообраз будущего трезубца с герба Киевской Руси. Удивительное совпадение!

Теперь об имени Рюрик. Охотничий сокол издревле звался «Рёриком», что в переводе с древнескандинавского означает «король» и «слава». Соколоподобным изображают славянского бога огня Рарога. Слова эти созвучны с именем князя и по сути – Рюрик был храбрым воином и сильным защитником народа, умным правителем и справедливым человеком.

Пурпур же на фоне герба и флага современного села Старая Ладога является символом власти, достоинства, почета и славы, дозволенных в геральдике только для столичных городов. В данном случае он отражает благодарную память потомков древнему городу – первой столице Древней Руси. Есть чем гордиться, земляки!

Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых:
«О, витязь! Делали твоими
Гордиться великий народ,
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет!
И если курган твой высокий
Сровнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись далеко,
Была бы курганом твоим!»

(А. К. Толстой)

Отрадно, что в ходе беседы у юных читателей появилось много вопросов к библиотекарю. Значит, есть ещё кому разгадывать тайны родной земли!

Надежда Латошина

Химчистка в Волховском районе

Быстро и качественно очистим Вашу мебель, ковры на дому.

Вернем вещам приличный вид!