ppg2016

. :
    vk ok fb tw gplus tel yt rss

«Кто сразится с великаном?»

20.03.2017 | 14:56

14 и 15 марта в библиотеке-филиале № 4 КИЦ им. А.С. Пушкина прошла игра-викторина «Кто сразится с великаном?», посвящённая 135-летию со дня рождения поэта К.И. Чуковского.

Несмотря на отсутствие в программе уроков внеклассного чтения, ученики начальных классов школ № 5 и № 6 отвечали на вопросы викторины дружно и правильно.

Игровые задания были разнообразны. Ребята отгадывали загадки, составленные Чуковским; отгадывали произведение или героя; пытались продолжить строчки поэта и т.д.

Развлекаясь, дети узнали немало нового. Оказывается, настоящее имя поэта − Николай Васильевич Корнейчуков, а имя, известное читателям, – это литературный псевдоним, который является производным от дразнилки из детства. Писателя любили поддразнить и коллеги:

Чуковский Корней
Таланта хваленного,
В два раза длиннее
Столба телефонного

Уж очень его внешность и добрый нрав к тому располагали. Не зря художники часто изображали Айболита похожим на самого автора. Ребята сразу узнали писателя по портрету и назвали его имя. Обожали поэта и художники-карикатуристы, на редкость внешность его подходила для шаржа: полные румяные губы, увесистый нос над щеточкой усов, смеющиеся глаза, непослушная прядь волос, свисающая на лоб. Если прибавить к этому высокий рост, его длинные руки-ноги, а еще вообразить полу-походку-полу-бег, и постараться услышать его певуче-длинный голос, перед вами возникнет поэт – Корней Чуковский.

В предисловии к своей первой книге для детей, он написал: «Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно». Как же это вышло? Однажды Корней Иванович вез в ночном поезде заболевшего сынишку и, чтобы хоть чуть-чуть облегчить его страдания, стал под перестук колес сочинять сказку:

Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил…

И не вспомнил бы эти строчки, если бы сынок не потребовал продолжения, пересказав их наизусть. Пришлось сочинять «роман для 6-8-летних», который читают уже 100 лет.

А знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться, вырывалась и плакала. Вышел отец, взял дочку на руки и, приговаривая строчки

Моем, моем трубочиста
Чисто-чисто, чисто-чисто,
Будет, будет, трубочист
Чист-чист, чист-чист,

развеселил и умыл.

Многие поступки и достижения К.И. Чуковского вызвали у юных читателей удивление и восхищение его неунывающим, упорным и щедрым характером. Исключенный из 5-го класса гимназии по царскому указу о «кухаркиных детях», дальше он учил себя сам, жадно читая. Стал доктором филологических наук в Оксфордском университете и великолепным переводчиком. Именно с его помощью заговорили с детьми на русском языке Робинзон Крузо, барон Мюнхаузен, Том Сойер, Принц и нищий, герои сказок Ш. Перро, В. Гауфа, Р. Киплинга и герои древнегреческих мифов.

Тяжелых преодолений в жизни Корнея Ивановича было много: смерть троих собственных детей, расстрелы и ссылки репрессированных товарищей и учеников, запрет на издание своих стихов и сказок для детей и просто жизнь в стынущем от холода и голода Петрограде 1917-го, а потом и в Москве 1941-го. Спасала работа и жесткость к себе.

Еще смолоду он составил для себя свод правил: «Не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания… Не играть в карты, не ходить в гости…». Для чего эти строгости к себе? Всё ради работы, ничто не должно отвлекать от творчества. Строгий к себе, он был палочкой-выручалочкой и человеком-праздником для других. Щедро потратив собственные средства, создал детскую библиотеку в дачном Переделкино под Москвой. Сам стал там главным работником. Приглашал на встречи с детьми разных «детских взрослых»: писателей, актеров. Билетом на праздник была сосновая шишка, которая шла в разжигаемый костер. «Кострами» назывались и эти праздники-встречи. Он умел радовать других и радовался сам. Как-то 3 часа лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети, конечно, хватались за его широкие брюки на длинных ногах, а потом и просто вытирали об них руки, а глина, высохнув на брюках, окаменела. Домой писателю идти было нелегко, пришлось брюки поддерживать руками. Прохожие с удивлением поглядывали на «дедушку Корнея», а он улыбался – в его душе рождались новые, незабываемые для нас строчки.

Давно, еще в «Скрюченной песенке», К.И. Чуковский обратился к читателям за помощью: «В этих стихах не хватает некоторых слов в рифму. Я не успел их придумать. Пожалуйста, придумайте сами». Наши читатели тоже с удовольствием это сделали. А еще прочитали много стихов вслух и были рады! Да и задумались заодно, как побеждать несказочных злодеев и кривду, беря пример с писателя и его героев. Спасибо учителям С.Н. Голубевой, Е.С. Глуховой, С.С. Тарасовой за хорошую подготовку детей сверх учебной программы.

Надежда Латошина