ПРО-ТВ - смотреть онлайн
Социальные сети:
    vkoktelyttwttrss

«Былое и дамы»

30.11.2017 | 13:21

В последний четверг уходящего ноября в библиотеке-филиале №4 КИЦ им. А.С. Пушкина прошла очередная арт-встреча из цикла «Реальные судьбы красавиц с полотен».

На сей раз ведущая вечера пригласила публику совершить путешествие в век XVIII и ближе познакомиться с красавицами, которые смотрят на нас с полотен русских художников Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского.

ХVIII век – время высокого расцвета русской портретной живописи, которая развивалась в этот период поистине блистательно. Одной из главных тем живописного творчества становится воспевание идеального образа женщины. Женщины на этих портретах прекрасны и обольстительны: мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние. Мы любуемся их красотой в расцвете молодости. Но как жили эти женщины дальше, после того как картина была закончена? Иногда их судьба оказывалась удивительной. Например, такой, как судьба Александры Струйской, героини портрета кисти Фёдора Рокотова, той самой, воспетой поэтом Николаем Заболоцким:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Рассказ о жизни одной из самых красивых женщин «безумного осьмнадцатого столетья» — настоящий сюжет для исторического романа.

Не менее интересно было совершить виртуальное путешествие в Русский музей, дабы полюбоваться циклом портретов «Смолянки» великолепного художника Дмитрия Левицкого и ближе познакомиться с портретом Глафиры Алымовой, одной из воспитанниц первого выпуска Смольного института благородных девиц, юной прелестницы, перебирающей струны арфы.

Ну и, конечно же, никак нельзя было обойти вниманием творчество последнего из великих русских портретистов XVIII столетия — Владимира Лукича Боровиковского. Он получал заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии. И всё же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Именно такой предстаёт перед нами Мария Ивановна Лопухина на знаменитом портрете.

Очень трудно смириться с тем, что судьба этой юной женщины сложилась не совсем счастливо, и что она ушла из жизни всего лишь через три года после того, как был написан портрет. И впору высокопарно воскликнуть: «Какое чудо – живопись! Все давно забыли бы эту прекрасную женщину, если бы не кисть художника» и процитировать строки стихотворения Якова Полонского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Ольга Снигирева

Уголок архивариуса
Желтые страницы Волховского района

SYASNEWS ЕСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙСЯ: vkoktelwadzenyttwtt