ppg2016

�� � ���. �����:
    vkokfbtwgplustelytrss

«Блажен, кто молча был поэт…»

13.03.2018 | 13:41

Накануне праздничных выходных библиотека-филиал №4 КИЦ им. А.С. Пушкина пригласила своих читателей на литературно-музыкальную композицию «Блажен, кто молча был поэт…».

Ведущая вечера рассказала публике о трёх женщинах-поэтах, незаслуженно забытых, либо не достаточно известных читателям.

Мария Магдалина Франческа Моравская… Забытая поэтесса Серебряного века, как её часто называют. А ведь она входила в «Цех поэтов» (1911 – 1914 гг.) вместе с такими звёздами Серебряного века русской поэзии как Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Современникам она запомнилась стихами о Золушке:

Золушка, Золушка, — мне грустно!
Просит нищий, и нечего подать…
Пахнет хлебом из булочной так вкусно,
Но надо вчерашний доедать.

Судьба её и правда отчасти напоминает судьбу Золушки. Была у неё и злая мачеха, и встреча с доброй феей, роль которой сыграл Максимилиан Волошин, который оказал ей «житейскую помощь» и предрекал ей роль второй Черубины де Габриак. Вот только прекрасного принца Мария так и не встретила. Может быть, поэтому основной мотив её лирики – одиночество:

Мне жить одной трудней всего на свете,
И потому мне надо жить одной…

А ещё она писала замечательные стихи для детей. Её книга детских стихов «Апельсинные корки», вышедшая в 1914 году, была любима многими поколениями детей. После 1917 года Мария оказалась вне пределов России. Она писала рассказы, очерки для журналов. О последних её годах сведения разноречивые: по одним она погибла в 1947 году во время шторма, по другим скончалась в 1958г. в Чили, будучи женой чилийского почтальона.

Вторая поэтесса, о которой рассказала ведущая, – Мария Петровых (1908 – 1979гг). Мария Сергеевна Петровых долго была известна только как великолепная переводчица советского времени. Она переводила андалузских, армянских, болгарских, грузинских, польских, сербских и других европейских поэтов. Но какие прекрасные она писала стихи! Их высоко ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова, а Осип Мандельштам создал её поэтический портрет, окрестив Марию Петровых «мастерицей виноватых взоров». Рассказ ведущей вечера о нелёгкой её судьбе буквально заворожил публику.

Самое прекрасное в творчестве Марии Петровых – это её любовная лирика. Мало кто из современных поэтов сравнится с ней в умении выразить переживания любящего сердца. Это и мечта о любви, и радость встречи, и отчаянье разлуки, прямодушие признания и горечь оттого, что любовь угасает, оплакиванье умершего возлюбленного и ещё множество разных оттенков, фраз, коллизий любви запечатлено в её стихах.

Одно из них – «Назначь мне свиданье на этом свете» – Ахматова назвала «шедевром лирики последних лет».
Но особенно потрясли публику строки:

Не отчаивайся никогда,
Даже в лапах роковой болезни,
Даже пред лицом сочтённых дней.
Ничего на свете нет скучней,
И бессмысленней, и бесполезней,
Чем стенать, что зря прошли года.
Ты ещё жива. Начни сначала.
Нет, не поздно: ты ещё жива.
Я не раз тебя изобличала,
И опять ключами ты бренчала
У дверей в тайницу волшебства.

Мне кажется, такие стихи надо всем переписать, выучить и повторять, как молитву, как заклинание в трудную минуту.

О третьей героине литературно-музыкальной композиции поэт Борис Слуцкий сказал: «Ни на кого не похожая, небывалая, как сама поэзия, никогда ни в одной строке не покривившая душою, Некрасова всю жизнь писала большую картину современной жизни».

Ксения Некрасова. Одно из самых тихих имен в поэзии XX века. Уникальное явление в русской лирике – диковин­ное, одинокое, свободное от литературных традиций и условностей. Яркий, сильный, самобытный талант. Творчество ее берет начало в русском фольклоре, в русской природе и любви к родному краю. Стихи Ксении Некрасовой мудры и прекрас­ны, а судьба тяжелейшая, как и у большинства поэтов.

Талант Некрасовой высоко ценили Николай Асеев, Михаил Светлов, Юрий Олеша, Алексей Толстой, Степан Щипачев, а поэты Я. Смеляков, Е. Евтушенко, Б. Слуцкий, Н. Глазков посвящали ей свои стихи. Многие художники писали её портреты.

Скупая на похвалу Анна Ахматова сказала следующее: «За всю жизнь я встречала только двух женщин-поэтов: Марину Цветаеву и Ксению Некрасову».

Бедно одетая, голод­ная, Ксения Некрасова, как ребенок, радовалась каждому доброму слову. Сирота, недоученная провинциалка, наивная, нищая, всю жизнь – без заработка, без угла, она скиталась от одних знакомых к другим. Лишь в конце своей недолгой жизни (она скончалась в возрасте 46 лет) она обрела своё собственный дом, вернее комнату в коммунальной квартире, в которой прожила… восемь дней. 16 февраля 1958 года Ксения Александровна Некрасова умерла от инфаркта. Случилось это в подъезде, на лестнице. Дверь в свою комнату она оставила открытой.
Бездомная, она оставила нам свой дом. Он – в её стихах. Заходите в Ксенину книжку, и будет вам хорошо. И будет у вас дом:

Вы, читатель, право, не стесняйтесь,
чувствуйте себя как дома.
С вашей стороны чудесно,
что в такой метельный вечер
навестить зашли…

В заключение встречи ведущая сказала: «Женская поэзия – это особый мир. Мир пронзительно чувственный, одухотворенный, где есть место радости и печали, но нет – равнодушию. Поэтому так велико наше читательское желание вновь и вновь обращаться к творчеству женщин-поэтов. И я уверена, что литературное наследие поэтесс, о которых я рассказала вам сегодня, войдёт в список вашего любимого чтения».

Ольга Снигирева